Как уволить «незаменимого» сотрудника?

Около двух лет тому назад мы работали с владельцем небольшого предприятия, который очень хотел уволить одного проблемного сотрудника, но никак не мог этого сделать.

уволить незаменимого сотрудника

Тот сотрудник был единственным во всей организации, кто знал технологические особенности нескольких ключевых производственных процессов.

Владелец фирмы признался, что чувствовал себя настоящим заложником ситуации, а тот самый сотрудник продолжал вести себя крайне вызывающе и всячески мешал работать остальным членам коллектива. Развязка наступила в тот момент, когда сотрудник стал ругаться и отчитывать директора организации на глазах всего коллектива. Терпеть такое поведение дальше было просто нельзя.

Совершенно ясно, что ни один подчиненный не вправе публично выказывать свое неуважение руководству, поскольку это подрывает его авторитет и в дальнейшем почти наверняка приведет к аналогичным актам неповиновения со стороны других работников.

Как оценивать незаменимого сотрудника?

Наш пример крайне драматичен, но такие ситуации происходят сплошь и рядом. В свое время мы работали с несколькими владельцами предприятий, которые попросту боялись отчитать или уволить сотрудника, обладавшего ценными знаниями или навыками.

Да и в моей личной практике управления коллективом были случаи, когда казалось что нельзя воздействовать на какого-нибудь незаменимого программиста, который единственный знал ту или иную часть большой автоматизированной системы.

Наш совет относительно того, как вести себя с чересчур зарвавшимся подчиненным всегда один: оценивайте отношение к делу, а не то, насколько человек незаменим.

Если такой сотрудник стал с прохладцей относиться к порученной работе, то настолько ли он незаменим на самом деле?!

Если подобное отношение подразумевает увольнение, значит, так тому и быть. Возможно, вам какое-то время придется очень нелегко, но по-настоящему незаменимых людей не существует, к счастью для работодателя и к несчастью для наемных работников.

6 полезных советов

Мы подготовили для вас 6 полезных советов, которые наверняка помогут вам, если вы оказались в подобной ситуации.

  1. Используйте тактику краткосрочных решений.

Как вы выходили из положения, когда этот сотрудник уходил в отпуск или болел? Используйте ту же самую тактику после его увольнения. Это не решит проблему полностью, но определенно выиграет вам какое-то время.

  1. Направьте значительные ресурсы на решение проблемы.

Можете ли вы или еще кто-то в вашей организации справиться с работой этого сотрудника? Это может занять вдвое больше времени и сил, но это наверняка возможно.

Попросите других сотрудников задержаться после работы или выйти в выходные. Это болезненный шаг, поскольку вам придется заплатить им солидные сверхурочные, но такой шаг определенно позволит сгладить текущую напряженность.

  1. Привлеките сотрудников с похожим опытом.

Если кто-то в вашей организации уже делал эту работу, ответ напрашивается сам собой. Сделайте все возможное, чтобы как можно скорее этот человек обучил вас или другого сотрудника специфике работы.

Опять же, этот вариант может предполагать работу по вечерам и выходным, что означает дополнительные затраты на компенсацию, однако это гораздо проще и выгоднее, чем любые альтернативные варианты.

3.1. Найдите кого-то с аналогичными навыками и умениями.

Проблемный сотрудник наверняка не единственный в мире, кто обладает такими навыками. Используют ли другие компании то же самое оборудование или программное обеспечение?

В конце концов, вы можете нанять квалифицированного консультанта, чтобы тот обучил одного из ваших сотрудников. Это снова потребует инвестиций, и мы снова ответим вам – они того стоят.

  1. Попросите помощи у производителя.

помощь производителя

Если проблема связана с работой какого-либо оборудования или программного обеспечения, свяжитесь с компанией, которая вам его поставляла. Возможно, они смогут организовать повторный тренинг для ваших сотрудников. Вы можете попытаться на время нанять одного из их сотрудников для того, чтобы подготовить замену. Во всяком случае, компания-производитель наверняка сможет указать вам хорошее направление для поиска.

Избавившись от проблемы, сделайте все возможное для того, чтобы подобная ситуация больше не повторилась.

  1. Организуйте для своих сотрудников кросс-обучение.

В результате такого обучения в вашей организации не должно остаться ни одного незаменимого сотрудника.

Примечание. Кросс-обучение – это сквозное обучение, всеобщее обучение. Вообще, «кросс» – это «через». В данном контексте «всех прогнать через обучение», в английском это звучит очень коротко, русский язык в этом отношении более выразительный, но многословный. Это «кросс» из латыни, из европейских языков.

кросс обучение

От вас потребуется тщательно документировать все задачи и проекты, над которыми работает ваш коллектив, а также следить за тем, кто из сотрудников может выполнять те или иные задачи.

  1. Документируйте рабочие процессы.

Помимо внедрения кросс-обучения, вам необходимо создать перечень документов, в которых будут описаны конкретные алгоритмы выполнения каждого отдельного вида работы. Это довольно скучная и неблагодарная работа, но ее обязательно нужно проделать.

документирование рабочих процессов

  • Во-первых, такой подход защитит вас от «головной боли» с очередным проблемным сотрудником в будущем, и вы сможете ориентироваться на решение исключительно рабочих вопросов.
  • Во-вторых, благодаря документированию рабочих процессов вы будете уверены в том, что все задачи в вашей организации выполняются последовательно.
  • Наконец, в-третьих, это позволит заложить прочный фундамент для непрерывного развития вашей компании в будущем.

О пользе и необходимости документирования

В моей личной практике документирования рабочих процессов был случай, когда жесткую оппозицию занял один из начальников цехов. Жесткую и непримиримую. Отличаясь особым «южным» характером, он ругался и возмущался на каждом шагу в процессе документирования работ его цеха. Однако, спустя несколько месяцев, однажды вечером в конце рабочего дня он пришел ко мне и публично извинился за свое противодействие.

Оказалось, что именно в этот день у начальника цеха не было возможности ни разу выйти в производство. Он «запустил» все привычные дела в цехе, занимаясь какой-то срочной работой, поступившей от руководства. Каково же было его удивление, когда вечером, выйдя на производство из своего кабинета, он не нашел ни одной проблемы, ни одного «завала», требующего его пристального внимания! Вот так-то бывает в жизни.

Итоги

Мы видели много предприятий, так или иначе пострадавших от проблемных сотрудников. Наш совет прост: соберитесь с силами и сделайте все как надо. Приведенные выше советы вам в этом помогут.

Как только вы преодолеете самый тяжелый период, сделайте все возможное для того, чтобы снова не оказаться в зависимом положении. Используйте кросс-обучение и не забывайте документировать все рабочие процессы.

Читать далее:

1. Почему работник уволился по собственному желанию?

2. Принцип Питера в управлении персоналом

3. Продать перспективу, чтобы найти перспективного сотрудника своими силами или с помощью кадрового агентства

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Об управлении офлайн-бизнесом
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: