Моя поездка в Херсон для поиска поставщика западного автопрома

В Херсоне мне довелось побывать лишь один раз. Примерно в полночь меня забрала машина из Ялты, и увезла в Херсон через Симферополь. Я рассчитывал поспать в машине — ехать часов 6, но не вышло.

Оценка потенциала завода в Херсоне

поставщики автопрома

Водитель, не переставая, все 6 часов говорил по мобильному телефону со своей женой. То ли ему было грустно без нее, то ли он так следил, чтобы не заснуть за рулем, то ли жена его таким незамысловатым образом контролировала, чтобы он не пошел налево. Этого я не знаю, но подремать не получилось.

Утром, когда уже встало солнце, осветив безбрежную степь — вокруг до самого горизонта во все стороны ничего не было, кроме пожелтевшей травы, мы прибыли на завод по производству генераторов для поставок на конвейер АвтоВАЗа. Завод был чуть ли не в самом центре города, но город я так и не увидел, поскольку уже вечером меня ждал обратный путь в Симферополь и затем самолетом в Москву.

Завод оказался таким, как его построили еще во времена СССР, без существенных реконструкций, инвестиций, развития. При этом все отлично работало, устраивало полностью АвтоВАЗ по количеству и качеству выпускаемых изделий. Завод оставался уверенным поставщиком АвтоВАЗа, хотя в Старом Осколе в РФ был другой подобный завод, и он тоже поставлял свою продукцию в Тольятти.

Моя задача сводилась к тому, чтобы оценить потенциал завода для перенаправления его на западный рынок, для поставок, например, тех же генераторов в Германию, скажем, для заводов Форда. Одного дня маловато, но удалось посмотреть и сделать правильные выводы — завод не готов к переориентации на Запад.

Стратегия владельца предприятия

Владелец, чтобы меня убедить в обратном, доказывал, что инвестиции в завод бессмысленны. Предприятие стоит в центре города, значит не сегодня, так завтра заставят освободить территорию. Я согласился, но заметил, что во многих городах Украины и России этот процесс идет давно. Заводы выносят за пределы городов, особенно из их центров. А почему этот завод остался в центре до сих пор? Нет денег на инвестиции?

Ответ был «есть»! И мы поехали в степь за город. Там действительно уже стоят корпуса, но внутри пустые. И где тут завод? Когда будет работать? Ответ собственника: никогда. Я, говорит, буду эксплуатировать завод в центре города, пока меня не заставят убраться оттуда. А на эти площади я жду прихода западных производителей автомобильных компонентов. Я им арендую эти площадки, они тут развернут свои заводы по производству тех же генераторов, но уже для Форда, а не для ВАЗа. Передайте своим владельцам (я тогда работал на немцев), что я их жду здесь, хоть завтра.

Я владельцу отвечаю, что это, вероятно, ошибочная стратегия. На подобные площади поставщики комплектующих не придут. Если они захотят перенести свой бизнес в Украину, они сами выберут площадки, исходя из приемлемой логистики и других условий. Херсон может оказаться неприемлемым местом, неудобным для транспортировки сырья и готовой продукции по всему миру. Наличие готовых площадок не может являться единственным привлекательным фактором.

В том же Петербурге, на тот момент центре по производству многих автомобилей запада, уже создали некоторое количество подобных площадок; подвели туда газ, воду, электричество, канализацию, дороги, но… западные поставщики комплектующих так и не пришли. А ведь порт Петербурга является удобным местом доставки сырья и вывоза продукции. Не пришли потому, что экономика «не бьется», не выгодно! И вряд ли в Херсоне будет выгодно.

Наши мнения по поводу стратегии разошлись

сборка автопром

Мое мнение, собственнику надо модернизировать свой завод, одновременно перенеся его на подготовленные площадки за городом, где мы сейчас находимся, и самому добиться (с нашей помощью, мы как раз занимались развитием поставщиков) статуса поставщика западных компаний.

Нет, сказал твердо владелец херсонского завода. Вы только передайте, что увидели, и мои слова, а там уж они сделают свой правильный выбор. Ваши собственники обязательно пойдут в Украину — это очень перспективно. Я твердо пообещал донести все в Германию слово в слово, что хозяин херсонского завода сказал и предложил.

Одновременно, я обратился за помощью к авторитетному эксперту в Украине по вопросам качества и стратегического развития. Я попросил его убедить владельца херсонского предприятия услышать мои предложения. Но тот не смог это сделать, возможно потому, что на тот момент у него уже не было административного ресурса.

Зато украинский эксперт очень хорошо понял мои предложения (правильнее говорить, не мои, а немецкие, которые вырабатывались с их одобрения). Он применил «мою» схему развития поставщиков к легкой промышленности Украины, которая стала расширять поставки в Европу.

Окончательное решение по заводу

До немцев я информацию донёс, написал подробный отчет о херсонской предприятии. На итоговом совещании было принято решение: будем развивать завод в Старом Осколе. С той минуты поезд Москва-Старый Оскол стал мне родным. Я даже проводников всех запомнил в лицо, и они меня запомнили. Я не только ездил сам, но и часто передавал документы через проводников.

Дорогу на Херсон по красивым бескрайним степям я забыл, увы, навсегда. Немцы туда не пошли совершенно сознательно. Мне закрыли командировки в Украину, посчитав это направление бесперспективным и экономически не выгодным. На дворе тогда был 2008-2009 год.

Непосвящённым, возможно, не очень понятны причины отказа в развитии херсонского предприятия в качестве поставщика западного автопрома. В автопроме всю основную прибыль снимают автосборочные заводы, там, где конвейер. Остальные поставщики на конвейер и поставщики, еще более отдаленные от конвейера, «влачат жалкое существование», питаясь «крохами с барского стола» автосборщиков. Так устроен западный автопром.

Российский автопром же — это потомок советского автопрома, где часть прибыли все-таки оставляли поставщикам компонентов — несколько другая экономика. Именно поэтому западные автопроизводители одно время активно искали потенциальных поставщиков среди российских, украинских и белорусских предприятий. Потому что у тех были деньги на развитие, и они могли при желании стать признанными поставщиками.

А уже став таковыми, возникал эффект масштаба. Да, норма прибыли становилась меньше, но зато объемы производимой и поставляемой продукции значительно возрастали. Но далеко не все хотели подобных изменений. Им спокойнее было оставаться в прежнем статусе поставлика российского автопрома.

Бывают ли успешные стратегии

В принципе, каждый владелец вправе иметь собственую стратегию развития, чтобы ему не предлагали извне. На рынке работаю и консервативные стратегии сохранения совего положения на текущих рынках, и стратегии выхода на принципиально новые рынки. Кто что для себя выбирает.

Уже в 2022 году мне посчастливилось в Петербурге встретить предприятие, владелец которого в свое время выбрал стратегию выхода на рынки западного автопрома, и успешно данную стратегию реализовал. Для меня это был наглядный пример того, что работают, и неплохо работают стратегии освоения принципиально новых рынков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Об управлении офлайн бизнесом
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: