Что важнее в бизнесе, процесс или результат?

что важно для бизнесаПо вопросу: «Что важно для бизнеса?» бытует мнение, что прежде всего нужен результат, а процесс — дело второстепенное. Если Вы в итоге достигаете цели, то, мол, неважно какими средствами это делалось, сколько это Вам стоило. То есть, сам процесс НЕ важен, а важна цель.

Но так ли это? Если цена успеха – например, развалившаяся семья, разорванные отношения, можно ли говорить в таком случае об успехе вообще? Вряд ли.

Давайте посмотрим на этот вопрос несколько глубже и убедимся, что

противопоставлять процесс и результат — неправильно. В деле достижения любой цели важно и то, и другое.

Если сравнивать бизнес со спортом, а такое сравнение вполне уместно, ведь элемент соревнования и конкуренции присутствует здесь, то можно сказать, что результат забега всегда зависит от того, как был поставлен процесс, то есть, от тренировки. Спортсмен, тренируясь, мечтает, об олимпийской награде. Но если тренировки ему неинтересны, если он не наслаждается победами над самим собой, вряд ли он «добежит» до своей мечты, так как ему, образно говоря, не хватит «дыхания».

Если брать во внимание тот факт, что многие современные бизнесмены учат брать в основу своего бизнеса хобби, любимое дело, то, очевидно, что они уделят процессу немалое внимание.

Если дело, которым Вы занимаетесь, Вам нравится, то Вы будете более творчески подходить к решению поставленных задач. Бывает, что работая на результат, человек ещё не видит плодов своего дела, но именно интерес питает его, именно увлекательность процесса помогает ему преодолеть трудности.

Руководители, для которых цель важнее всего, могут относиться с пренебрежением к своим сотрудникам. Да, в бизнесе порою нужна жесткость, и в конечном итоге, смысл любой работы в результате, но очень важно, когда сам процесс человеку или команде доставляет удовольствие. Иначе какой в ней смысл? Момент получения венца славы краткосрочен, а вот путь к этой награде может быть длинною в жизнь. И если сам процесс, сам путь достижения цели был неинтересен, какой тогда смысл в награде?

Процесс, результат и модель совершенства

Существуют модели совершенного бизнеса (модели совершенства, более сокращенно), на основании которых предприятия могут делать самооценку. Эти модели также применяются для целей организации и проведения престижных конкурсов, например, Премия Европейского фонда по управлению качеством. Подобные Премии существуют в СНГ и в РФ (не надо это путать с многочисленными премиями, работающими по принципу «заплати – лети»).

Так вот, модель совершенства построена так, что в ней процессы и результаты присутствуют в пропорции 50 на 50. То есть, совершенный бизнес тогда совершенен, когда в нем одинаково хорошо развиты и процессы, и есть устойчивые позитивные результаты.

Из чего исходят, создавая подобные модели в пропорции 50 на 50? Из того, что если есть достойный результат, но процессы предприятия (бизнеса) не отстроены совершенным образом, то очень сомнительна повторяемость результатов. Получается, что предприятие (бизнес), демонстрирующее прекрасный результат (в том числе на протяжении длительного периода времени), но не способный также классно продемонстрировать свои процессы, может в дальнейшем не подтвердить марку успешного предприятия. Вот так.

В тоже время, бывает и наоборот: процессы отстроены, хоть на выставке достижений демонстрируй, а результата, достойного этим процессам, увы, нет. Это может означать или то, что эти процессы только что выстроены, и результаты придется немного подождать. Или это означает нацеленность предприятия (бизнеса) на процесс.

Ситуация под названием «процесс ради процесса» – это путь к росту издержек, к демотивации персонала, к подмене понятий, и, в конечном итоге, это путь к бюрократизации бизнеса и потере конкурентных преимуществ.

Значит, если плохо как превалирование результата над процессом, так и фокус на процессы во вред результатам, то надо добиваться «золотой середины», пропорции 50 на 50.

Остается понять, как оцифровывать процессы и результаты, как определять эти пропорции между процессами и результатами, основываясь, например, на уже упомянутых моделях совершенства. Но это, как говорится, уже совсем другая история….

P.S. Статья закончилась, но управление бизнесом продолжается:

Микроменеджмент или «Ручное управление» — 3 шага для его излечения

Должностные инструкции на предприятии и уставы

Миссия компании и опыт Microsoft

Качество продукции и компания Sony

Как узнать, что в Интернете пишут про бренд компании

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Об управлении офлайн-бизнесом
Комментариев: 3
  1. Евгений

    Затянувшаяся дискуссия по вопросу, что важнее в бизнесе: процесс или результат, означает, что обе стороны не правы.
    Важным является и процесс, и результат.

  2. Марк

    Можете привести пример, когда в бизнесе процесс все-таки важнее цели?

    1. Юрий Воробьев (автор)

      Таких примеров множество, как это ни странно. Например, если для бизнеса безопасность важнее всего, то такие процессы, как контроль, регистрация, получение разрешения и прочее будут важнее цели.

      Скажем, для железной дороги, конечно, цель – это перевезти грузы и пассажиров в заданные сроки. Но РЖД никогда не откажется от процессов, направленных на безопасность движения, и будет ставить процесс безопасности перевозок выше любой другой цели. Аналогично – в авиапевозках.

      А к чему приводят цели в ущерб безопасности, например, в атомной промышленности и энергетике – нам наглядно показал Чернобыль…

      Так что «процесс идет – результата нет» – не такой уж и плохой слоган во многих случаях ведения бизнеса.

Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: