Пилотный проект как основа креативного менеджмента

Во все века у каждого человека было и остается ограниченное видение окружающего мира. Чем больше знаний и опыта, тем шире мир.

С другой стороны, есть всем известная поговорка: «Меньше знаешь – лучше спишь». Это истинная правда! Лучше спят те, чей богатый внутренний мир не потревожен новшествами, инновациями, грозящими или уже происходящими изменениями.

Детское ограниченное видение мира

Узость мира можно проиллюстрировать на следующем примере. В пять лет мне очень понравилась красивая девочка Леночка, которой на тот момент тоже было 5 лет. Мы с ней познакомились и прекрасно проводили время.

Вдруг Леночка пропала. Исчезла совсем. Я ее искал. Где может найти свою «девушку» пятилетний мальчик? В детском садике, по дороге к нему и обратно, – увы, нет. В подъезде своего дома, в соседних квартирах, в одной из которых ранее Леночка жила со своими родителями, – там тоже нет. На улице возле подъезда дома, ведь маленьких детей не отпускают далеко, – и там нет, увы мне. Всё, Леночка пропала навсегда.

А ведь не факт, что она уехала далеко, хотя такое тоже возможно. Ее родители могли просто-напросто переехать в другой подъезд того же дома. Переехать в другой дом, недалеко от того, где я тогда жил со своими родителями. В общем, пример показывает, что мир пятилетнего ребенка очень маленький, а другого мира у него пока нет.

Креативный предок человека

Взрослые люди тоже имеют ограниченное видение мира. Это не только страны, города, дома, люди. Это еще и знания о различных разделах науки, техники, искусства, культуры. В пределах своих знаний люди живут годами, десятилетиями, порой, всю свою жизнь, не сильно стремясь к расширению устоявшихся понятий.

Мы не сильно ушли от наших далеких предков. Назовем их для простоты изложения папуасами, хотя, конечно, мы теперь далеко не такие.

Итак, предположим, папуасы (это не мы!) живут возле речки Зайцевки, где водится много зайцев. Их можно ловить, ими можно питаться. Всё нравится папуасам в этой жизни.

Но тут среди них появляется необычный папуас, который отличается от других своим креативным мышлением. Он не хочет жить лишь в том мире, который ограничен привычным ареалом обитания. Он хочет большего.

Креативный предок человека

Креативный древний человек предполагает, что если поймать вместо зайца, скажем, мамонта, то им можно накормить свое племя намного лучше. Жизнь станет богаче. Племя разрастется, победит своих конкурентов, другие племена – чем не конкуренция в бизнесе? Согласитесь, это нечто похожее, только значительно опаснее, ведь речь идет о банальном выживании в природе.

Раз зайцы живут возле речки Зайцевки, то мамонты должны жить возле речки Мамонтовки. Так примерно мог рассуждать тот креативный папуас.

На картах окружающей местности, нанесенных в старые добрые времена каменными орудиями на близлежащих скалах каким-то другим креативным соплеменником, есть только речки Волковка, Медведевка и Слоновка. Мамонтовки нет. Да и те речки находятся, ой, как далеко от Зайцевки, от места настоящего обитания племени.

Креативный член племени на вечернем сходе предлагает всем выдвинуться в неизвестность, к несуществующей пока на карте реке Мамонтовке. Как вы думаете, все сразу согласятся? Или хотя бы один человек будет согласен? Увы, вы правильно все понимаете.

В том мире, где живет племя, нет Мамонтовки. Про нее ничего неизвестно. Значит, креативному члену племени откажут, может даже съедят его на всякий случай, чтобы меньше думал о всякой чепухе.

Пилотный проект, чтобы доказать свою правоту

Креативный папуас не сдается. В одиночку тайно готовит дальний поход. Предположим, что ему такой поход удался. Он с трудом, но добрался до Мамонтовки. Сумел отловить мамонтенка, чтобы показать его своим соплеменникам.

Поймать мамонтенка – это некий аналог пилотного проекта в современном менеджменте. Согласитесь, в одиночку мамонта не догнать, не убить.

Малым современным коллективам креативных сотрудников полноценный проект не потянуть, тем более без ресурсов. А вот пилотный проект – это пожалуйста.

Итак, мамонтенок пойман, даже доставлен в стойбище папуасов. Там уже мысленно распрощались с креативным индивидом. Поэтому обрадовались его возвращению. С интересом рассматривают мамонтенка. Путешественник объясняет жестами или звуками (языка во времена папуасов могло не быть), какой величины настоящие мамонты. Как будет здорово, если племя переселится к Мамонтовке поближе. Сколько будет еды!

Коллективная охота на мамонта
Коллективная охота на мамонта.

Современная креативная группа тоже в состоянии продемонстрировать результаты пилотного проекта остальным работникам организации, руководителям, принимающим решения. Вот же результаты! Смотрите, как это очевидно! Теперь, если вы дадите нам ресурсы, то мы выполним настоящий проект. Результат не заставит себя ждать. Мы на пороге новых рынков, клиентов, фантастической выручки!

Ну, да, конечно, как же? Нет той речки Мамонтовки на картах племени. Тогда креативный папуас берет в руки каменный топор, и после месячного стука по скале воспроизводит там новую реку Мамонтовку в отдалении от реки Слоновка. Ну что, убедились? В ответ же: ой, как далеко! Отсюда не видно! Нет, не пойдем, нам и тут с зайцами неплохо живется.

Метод малых улучшений

Что делать? Креативный папуас меняет тактику. Он ищет сообщников, которые поддержат его в перемещении стоянки племени хотя бы до ближайшей речки Волковки. Волки побольше зайцев, и если освоить охоту на них, то жить будет легче и сытнее. Волковка есть в том маленьком мирке папуасского племени, а значит могут найтись те, кто поддержит идею. Допустим, такие идейные нашлись.

Группа папуасов выдвигается к Волковке, да там и остается. Действительно, «жить стало лучше, жить стало веселее», как говорил известный на весь мир руководитель.

Остальные члены племени, изредка пересекаясь с самодовольными отщепенцами во время охоты на нейтральных землях между Зайцевкой и Волковкой, начинают им завидовать. И, возможно, переходят на сторону креативщиков, переселяясь в новое стойбище. Это, конечно, позитивный исход событий. Негативный вариант, как то борьба на уничтожение отщепенцев, мы не рассматриваем по причине его бесперспективности для развития племени.

Итак, креативные менеджеры смогли сдвинуть своих коллег немного в сторону будущего. Целиком проект реализовать не удалось. Но на какую-то его часть были получены ресурсы. Результат не заставил себя ждать. Компания обрела чуть лучшие рынки, избавилась от самых вредных конкурентов, стала расти выручка. Веры в позитивный исход изменений стало больше.

«Пилот» дает шансы для получения поддержки

Креативный папуас помнил, как велики мамонты, и как было бы здорово охотиться именно на них. Он снова начинает свою последовательную работу по уговорам наиболее активных членов. Давайте выдвигаться дальше, хотя бы до Медведевки. Подожди! Мы еще не отошли от перехода к Волковке, настолько мы устали. Дай нам набраться сил.

Ждать – это самое трудное для креативных людей. Им непонятно, чего сидим, кого ждем? Вперед! Однако, многие выступают за консервацию текущего состояния. Люди в большинстве своем консервативны.

Сложная опасная охота на мамонта
Сложная опасная охота на мамонта на склоне горы.

Да, и конечно, важно то, что хоть на карте местности уже навсегда осталась речка Мамонтовка. Но там еще никого не было, кроме самого креативного папуаса. Поэтому в существование мамонтов никто по-прежнему не верит.

Правда, с берегов Волковки добраться до Мамонтовки уже ближе, нежели из поймы речки Зайцевки. Поэтому с охоты стали чаще приносить мамонтят. Жалко, конечно, зверушек, но тут дело в выживании целого племени, по принципу кто кого!

Следующий шаг племя сделает легче, возможно, переселится вслед за креативной группой ближе к речке Медведевки. Заживет там лучше прежнего, имея более крупную добычу.

Менеджеры современной компании тоже с большим удовольствием и с меньшими страхами возьмутся за следующий проект, если предыдущий прошел успешно. Поверив в свои силы, компания обретет еще более крупные рынки сбыта, у нее появится больше ресурсов для последующих проектов по расширению бизнеса.

Вот так, сделав хотя бы маленький «пилот» (жаргонное наименование «пилотного проекта»), станет легче переходить к более крупным и более рискованным проектам по улучшению.

Ресурсы для следующего пилотного проекта

Мы можем теперь смело предположить, что тот самый креативный папуас, мечтающий снабдить себя и свое племя мамонтами в неограниченных количествах, смог добиться того, что его соплеменники переселились на берега Мамонтовки. По пути они еще немного задержались возле Слоновки. Тем не менее они отправились к конечному пункту своего длинного маршрута постоянных улучшений.

Что удивительно даже для самого креативного папуаса, к моменту переселения на Мамонтовку, мамонтов там уже не оказалось. Мамонты тоже хотят жить. Они также должны выживать, как и другие виды и подвиды окружающей фауны и флоры.

Что получается? Надо изучать местность дальше. Наносить на карту новые реки, поля, горы, тупики и прямоезжие тропы, обрывы, овраги и ровные плоскогорья. Придется снова искать, куда переселились желанные мамонты. А как вы хотели? Чтобы все было так просто? Увы.

Вот уже новые креативные папуасы каждый вечер не дают людям спокойно поесть пойманную добычу, перетереть свои насущные вопросы, подраться или, на худой конец, просто потанцевать под звуки бубна. Когда же бубен стихает, папуасы вдруг слышат прорезавшийся голос креативщика, который вдруг заговорил человеческим языком вместо прежних жестов и отдельных звуков.

Так что же соплеменники слышат от папуаса? Оказывается, мамонты живут возле речки Бесконечная Удалёновка. Это так далеко, как никогда. Туда дорога-то есть. Но конечной остановки нет. Надо просто идти и идти вперед.

Каждый новый переход и размещение там стоянки – это рискованное мероприятие. Можно обрести новые возможности для охоты. Можно проиграть. Тогда придется вернуться обратно, на шаг назад. Вы согласны? Что мог услышать тот папуас в ответ, если его сразу же не съели за такие предложения? Конечно же, ответ был «нет».

Взрослый философский взгляд на охоту
Взрослый философский взгляд на мамонтов и на охоту.

«Нет» – это на самом деле не «нет», а «мы подумаем». Подумают менеджеры и лица, принимающие решения в современной компании. Подумают снова. Просчитают риски.

Если поймут: «Что же мы, собственно говоря, теряем, если рискнем, кроме возможности обретения новых рынков?», – то «дадут добро». А вместе с одобрением будут ресурсы для выполнения следующего пилотного или сразу полномасштабного проекта улучшения бизнеса.

Взрослое неограниченное видение мира в отличие от детского восприятия

Что в конце выполнения любого одобренного проекта по улучшению деятельности компании? Все то же самое. Будут новые предложения креативных сотрудников, даже если прежние креативщики не получали поддержку, были «съедены», как их далекие предки папуасского племени.

Появятся новые сотрудники, полные идей и предложений. Им будет труднее, если прежних не поддержали. Им будет легче, если предыдущие имели ресурсы и внимание руководства. Но всегда креативным менеджерам будет трудно.

Креативным сотрудникам всегда нелегко потому, что только они видят речку Мамонтовку, а за ней речку Бесконечность. Другие не видят. Мир большинства людей более ограничен, чем мир тех, кто рискнул заглянуть за его пределы.

Где Леночка? Почему ее нет в моем подъезде? Да вот же она, теперь живет со своими родителями в соседнем доме. Ура, я нашел её! Если бы все было так просто…

Чем шире видимый и воспринимаемый мир, тем легче там найти решение проблемы. Чем шире мышление, не ограниченное догмами, правилами, стандартами, тем больше возможностей открывается для совершенствования того бизнеса, той деятельности, к которой в настоящий момент причастен креативный сотрудник.

Чего мы ждем?  Поддержки и признания? Не будет этого. Надо брать в руки камень, долго высекать им на пока еще пустой скале возле стойбища нашего племени силуэт новой пока невидимой никем реки Бесконечность. Тогда бесконечность чуть-чуть приблизится, станет более осязаемой. Далее – пилотный проект. Затем следующие небольшие шаги.

Так постепенно-постепенно пойдем вперед туда, где бизнесу станет легче и просторнее. Туда, где на бесконечных просторах пасутся огромные мамонты. Где пока еще нет той конкуренции, которая сложилась в борьбе за каждого маленького не слишком сытного зайчика.

Вот так медленно, но неукоснительно видимый мир будет расширяться. Там, за границей видимого на сегодняшний день мирка компании, будут новые открытия, новые проекты и свершения. Мир бесконечен, как бесконечен путь в бесконечность. Так чего же мы ждем? Только вперед!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Об управлении офлайн бизнесом
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: