Что такое управление или что такое менеджмент?

Казалось бы простой вопрос: что такое управление? Или другими словами, но все о том же что такое менеджмент?
Есть ли простой ответ на поставленный вопрос? Попробуем разобраться.

что такое управление

– …Ты когда-нибудь видела, как рисуют множество?
– Множество чего? – спросила Алиса.
– Ничего, – отвечала Соня. – Просто множество!
– Не знаю, – начала Алиса, – может…
– А не знаешь – молчи, – оборвал ее Болванщик.»
(Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»)

Корабль в море и в порту

Плывет корабль (правильно говорить — «идет», ибо корабли ходят, а не плавают!). Идет в открытом море. На мостике стоит капитан судна. Он управляет кораблем.

Наступила ночь. Капитан ушел с мостика. На капитанский мостик заступил вахтенный помощник, тот, кому стоять вахту до утра. Он тоже управляет кораблем.

Подошли к порту. Вызвали по рации лоцмана. Лоцман прибыл, взошел на корабль и поднялся на капитанский мостик. Теперь лоцман управляет кораблем. Вошел корабль в порт, швартуется. Кораблем управляет помощник капитана или сам кэп.

Корабль стоит в порту, разгружается, высаживает пассажиров, загружается, принимает на борт пассажиров. Опять же кто-то, кому положено это делать в данный момент времени, управляет кораблем.

Это про корабль, который тоже можно считать этакой «организацией», поскольку корабль выполняет те же функции, что и организация. Ну, или примерно те же: оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузов — ну чем не логистическая организация?

Куда и зачем идет корабль

Так что же на самом деле делают капитан судна, его помощники, лоцман? Управляют кораблем. Но это слишком общее понятие. И что же такое управление кораблем?

Если начать перечислять, что нужно знать, уметь и делать для управления кораблем, то придется написать толстую энциклопедию. Много чего нужно знать и делать. Но даже перечисление абсолютно всего, что нужно делать для управления кораблем, не проясняет ответа на вопрос: «Что такое управление кораблем?»

Может быть, у всех действий, что требуется делать для управления кораблем в море, при подходе в порт, в порту, во время ремонта и в других случаях, есть что-то общее? Во имя чего все делается, зачем всем этим «хозяйством» нужно управлять?

Можно предположить, что управление кораблем делается для достижения какой-то цели. Большой общей цели, объединяющей все, что делается на корабле и даже вне корабля.

Что это за цель? Как вариант, такой целью может быть, предположим, своевременная доставка пассажиров и грузов в порт(ы) назначения.

Если в качестве цели взять то, что только что сказано, то тогда под управлением кораблем мы можем понимать совокупность действий, направленных на своевременную доставку пассажиров и грузов в порт(ы) назначения.

Куда «плывет» организация (предприятие)

Хорошо, оставим морской лайнер в покое. Пусть он себе грузится, выходит в море, идет своим курсом, прибывает в порт(ы) назначения. Пожелаем ему семь футов под килем, и вернемся в менеджмент.

Посмотрим на организацию (предприятие, иными словами), которая («которое», если это «предприятие») производит продукцию и (или) оказывает услуги своим клиентам (потребителям).

Что такое управление организацией? Что такое управление с точки зрения теории менеджмента? Или что такое менеджмент? (как синоним «управления», пришедший к нам из английского языка  «management»).

Для корабля мы, без особых дискуссий, выяснили, что управление – это действия по доставке пассажиров и груза в конечную точку маршрута. По аналогии предположим, что и у организации, у предприятия тоже может существовать некая конечная точка ее (его) «маршрута» в безбрежном и бурном «море» конкуренции. В таком «море» организации плывут к своим целям.

Так же, как корабли, многие организации (предприятия) своевременно добираются до своих целей, а потом идут к новым вершинам, добиваются еще более амбициозных результатов. Ну, а кто из предприятий не добрался до своих целей, порой терпят бедствия в бурном море конкуренции.

Что это за целевая точка такая для организации? Куда «плывет» организация или предприятие? Если бы мы такой пункт на «маршруте» организации (предприятия) нашли на «карте» моря Бизнеса, то тогда могли бы применить аналогию с морским или океанским кораблем. Не правда ли?!

Где искать конечную точку «маршрута» организации? Ведь нет такой карты моря Бизнеса. Нет в общем смысле. Но такая, с позволения сказать, карта всегда есть на самом предприятии. Где, у кого она находится?

Цели предприятия

Как это ни банально выглядит, на любом предприятии есть карта целей предприятия. Да-да, перечень целей организации — это и есть промежуточная конечная точка «маршрута» движения предприятия (организации).

Но, как, наверное, заметил внимательный читатель, это ПРОМЕЖУТОЧНАЯ конечная точка. Но разве от этого что-то меняется? Корабль ведь тоже, придя в конечный порт своего маршрута, там всех высадит, разгрузится, а затем загрузится, примет пассажиров, и снова уйдет в рейс уже к следующей, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ конечной точке нового маршрута. И так — до бесконечности, пока не исчерпается ресурс корабля. Нет ничего более постоянного, чем временное!

Цели управления, цели менеджмента

Снова вернемся с корабля на бал, точнее, в менеджмент, в управление. Исходя из того, что написано выше, получается, что управление организацией есть совокупность действий, направленных на достижение целей, стоящих перед организацией (предприятием). Действия во имя результата, во имя цели (целей) — это и есть управление или менеджмент.

Однако цели организации могут быть самыми разными. От созидательных, например, выпуск такого-то объема такой-то продукции, до разрушительных. Допустим, может быть и такая цель: «Закрытие предприятия». И это все управление? Это все менеджмент?

Вообще-то, прежде чем дать определение термину «управление организацией» нужно  конкретизировать, что есть цель или цели ЛЮБОЙ организации (предприятия)?

Если организация (предприятие) собирается и дальше плыть в бурном море бизнеса, где:

  • предприятия конкурируют друг с другом вплоть до разорения друг друга (а чего вы хотите в условиях жесткого рынка?),
  • вступают во взаимоотношения партнерства, то есть помогают друг другу,
  • вступают в контрактные отношения, то есть становятся потребителями и поставщиками продукции и услуг друг для друга,

то каковы цели такой организации (предприятия)?

Тут не нужно ничего придумывать. Уже давно известно, что целей любого бизнеса, любой организации (предприятия) всего две, если вопрос рассматривать с общей точки зрения:

  1. Обеспечить максимально возможную удовлетворенность своих потребителей, своих клиентов.

Именно для клиентов, для конечных потребителей существует, практически, любая бизнес организация (предприятие). Без клиентов нет бизнеса. Будущие деньги бизнеса, будущие прибыли бизнеса находятся в карманах его потенциальных потребителей. И ВСЕ клиенты как один должны быть удовлетворены НА СТО ПРОЦЕНТОВ — это идеальная конечная цель номер один.

  1. Обеспечить 100% загрузку собственных производственных мощностей организации (предприятия).

Здесь имеются в виду не только производственные мощности производственных предприятий (100% мощностей на практике меньше, с учетом технологических моментов: переналадка оборудования, планово-предупредительные ремонты и прочее), но и максимальные возможности непроизводственных предприятий (организаций) — сфера услуг, социальная сфера и прочее.

Скажем, компания оказывает юридические услуги, у нее есть 5 юристов, значит, все 5 юристов должны быть загружены каждый день и полный рабочий день (с учетом, конечно, социальных моментов: паузы в работе, отпуска, обучение и переподготовка, отгулы и прочее) — это идеальная конечная цель номер два.

Что такое управление или менеджмент

В итоге получается в первом приближении, что менеджмент, управление (организацией, предприятием) есть совокупность действий, направленных на достижение следующих идеальных целей (организации, предприятия):

  • 100% удовлетворения 100% клиентов и
  • 100% загрузка (производственных) мощностей организации (предприятия).

В любой конкретной организации (на предприятии) цели будут уж точно отличаться от озвученных идеальных целей. Соответственно, менеджмент реальной организации (предприятия) есть совокупность действий по достижению реальных целей организации (предприятия).

что такое менеджмент

И все. Теперь поплыла организация по Морю Бизнеса к своим целям. А на капитанском мостике организации руководитель БЕССМЕННО (ибо только он несет персональную ответственность за достижение целей бизнеса) и остальные руководители, специалисты, сотрудники, рабочие и много кто другой ПОСМЕННО будут своими действиями направлять организацию к ее реальным целям. Вот вам и управление или менеджмент!

Что такое система управления или система менеджмента

Чтобы управлять, мало знать только конечные реальные цели. Управлять, просто потому что хочется управлять или нужно управлять, невозможно, даже если известны цели такого управления. Как невозможно управлять кораблем в море или в порту, если на корабле нет соответствующих органов управления кораблем, подходящей системы управления кораблем.

В менеджменте, в управлении тоже нужно иметь систему менеджмента, систему управления. Если такой системы управления нет, ее нужно создать. Корабль нужно построить! Организацию, предприятие также нужно построить, и не только «физически», юридически, но и создать в ней, на нем систему управления.

Исходя из вышеописанного, пришла пора дать подвести итоги.

Определения: менеджмент и система менеджмента, управление и система управления

Менеджмент или Управление — это совокупность действий по достижению целей.

Менеджмент организации (предприятия) или Управление организацией (предприятием) — это совокупность действий по достижению целей организации (предприятия).

Система менеджмента или Система  управления — это система достижения целей.

Система менеджмента организации (предприятия) или Система управления организацией (предприятием) — это система достижения целей организации (предприятия).

Система (финансового, кадрового и прочих видов) менеджмента или Система управления (финансами, кадрами, качеством и прочими видами деятельности) — это система достижения (финансовых, кадровых и прочих) целей.

Менеджмент или управление — как это выглядит на практике

Как найти те самые реальные цели организации, на которые нужно затем нацелить менеджмент и систему управления? Как создать соответствующую систему менеджмента (систему управления) организацией, чтобы гарантированно достичь реальных целей (в том числе целей в области финансов, в области развития персонала, в области качества и в других областях деятельности предприятия)? Тут мы входим в область искусства менеджмента.

В этом-то как раз и состоит практика менеджмента или управления, искусство результативного и эффективного менеджмента или управления. Практика менеджмента состоит в умении точно определить цели менеджмента и выстроить такую систему менеджмента, что позволит достичь заданных целей.

Как поступать, как выстраивать менеджмент, создавать систему управления? На практике применять полученные знания из разных областей менеджмента и приобретённый управленческий опыт, чтобы шаг за шагом становиться Менеджером с большой буквы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Об управлении офлайн бизнесом
Комментарии: 1
  1. Интеллигентный сталкер

    Сталкер, забывший даже собственное имя, выходит из Центра Зоны опалённый, едва живой и уже не совсем человек. Он вдруг
    понимает, что чувствует абсолютно все аномалии Зоны – их “радиус воздействия”, структуру воздействия и даже принцип их аномального существования, на участке нормального стабильного пространства.
    В пути он убивает Чёрного пса Зоны и затевает дружбу с двумя его малолетними щенками.

    Работа менеджером может довести до состояния Сталкера.

Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: