B2B и B2C — что это, как расшифровывается, в чем разница

B2B и B2C — что это, для многих людей эти сокращения не понятны. Люди видят лишь странное сочетание букв и цифр, непонятные аббревиатуры, которые они не могут расшифровать.

И не всегда после объяснения становится полностью понятно, про что идёт речь. Обычно эти определения понятны только людям, работающим, например, в сфере продаж, маркетинга, то есть, определённому кругу людей.

b2b b2c

Попробуем разобраться, что обозначают эти аббревиатуры и сокращения. Обычными словами, для обычных людей, без специального образования и не работающих в сфере торговли или маркетинга. Разберём на примерах.

Что такое B2B

B2B — на английском языке это сокращение расшифровывается как business-to-business. Если говорить на русском языке, то би ту би, которое расшифровывается как бизнес к бизнесу.

Название говорит само за себя, это торговля между двумя организациями или двумя бизнесами. Говоря более официальным языком, это сделки между юридическими лицами. В данном случае физические лица не участвуют.

Например, косметическая компания продаёт лаки для ногтей салону красоты. Обе организации являются юридическими лицами, поэтому здесь происходит сделка бизнеса с бизнесом.

Это не обязательно товар, так же могут оказывать услуги. Например, услуги по обслуживанию какой-либо техники, по ремонту или оказание консультационных услуг.

Обычно компания, которая приобретает товары и услуги B2B, затем оказывает услуги и продаёт товары B2C.

Что такое B2C

B2C — это сокращение от английского Business-to-consumer. Или по русски — би ту си, расшифровывается как бизнес для потребителя.

Торговля между компанией, организацией и обычным человеком, потребителем.

Вернемся к прошлому примеру с салоном красоты. Салон красоты оказал услугу клиенту (накрасил лаком ногти). Клиенту настолько понравился лак, что он захотел такой же и салон продал ему такой лак.

Салон красоты совершил две сделки B2C. Говоря официальным языком, сделка произошла между юридическим и физическим лицом. Оказана услуга (этим лаком накрашены ногти клиенту) и совершена продажа лака.

Бывает ли B2B2C или B2B2B2C

Некоторые фирмы ограничиваются сделками только между фирмами, юридическими лицами. Есть фирмы, которые работают только с клиентами. Но, есть и те кто работает и с другими организациями, и с клиентами. Не ограничивая себя B2B или B2C.

Например, та же косметическая компания продаёт оптом лаки салону красоты и в то же время продаёт просто людям, клиентам, в розницу по одному лаку. Получается, что косметическая компания совершает сделки и с другим юридическим лицом, то есть, с B2B и с физическим лицом, с B2C.

Здесь можно делать бесконечные сделки, от бизнеса к бизнесу, другому бизнесу и только потом физическому лицу и бизнес будет выглядеть как B2B2C или B2B2B2C. Но обычно все проще и стандартно делится на B2B и B2C.

Разница в продажах B2B и B2С

Сильно отличаются правила продажи товаров и услуг в вариантах B2B и B2С. Причем, B2С – продажи простым людям – регулируются Законом о защите прав потребителей и не только.

Для продажи в розницу, продажи обычным людям, нужен кассовый аппарат, чеки, гарантии на товары с гарантийным сроком. Существуют определенные правила возврата купленного товара, выполнения гарантийных обязательств по ремонту и обслуживанию.

Для продажи в варианте B2B, как правило, нужен договор между фирмами продавца и покупателя. Иногда для этого служит так называемый публичный договор, размещенный в интернете, но в любом случае договор должен быть.

Покупатель, даже если он будет расплачиваться наличными деньгами, при покупке обязан иметь оформленную доверенность на право представлять интересы покупателя. То есть, представитель покупателя должен подтверждать документально, что он выступает от имени своей организации, что он не  случайный человек «с улицы».

Кроме кассового чека, при продаже за наличный расчет нужно покупателю выдавать накладную, счет фактуры и другие обязательные документы для бухгалтерии как продавца, так и покупателя.

Есть еще много других различий в выполнении покупок и продаж в бизнесах B2B и B2C, но нам главное понимать, что такие различия есть, не рассматривая их во всех подробностях.

Налоговая инспекция может проводить так называемые встречные проверки продавца и покупателя в B2B бизнесе, сверяя их документы купли-продажи, чтобы они совпадали и правильно отражались в бухучете. Подобные встречные проверки в B2C не проводятся, да и провести их, практически,  невозможно в современных условиях.

Маркетинг и продвижение продукции и услуг в B2B и B2C

Маркетинг и продвижение продукции и услуг в обоих сегментах — B2B и B2C — могут проводиться похожими методами.

Иногда продукцию, особенно пищевую, косметическую, фармацевтическую, автомобильную и другую продвигают, например, с помощью рекламы для конечного потребителя, словно только для сегмента B2C. А уже конечный потребитель, приходя в магазины, начинает искать рекламируемую продукцию, и тем самым он двигает бизнес B2B.

Рекламные акции, вообще, делают согласовано и одновременно в B2C и B2B. Допустим, продавец решил сделать скидку, и объявил об этом в рекламе. Тогда незадолго до выхода рекламы продавец должен заранее договориться со всеми покупателями в сегменте B2B (с магазинами, сетями и др.).

Следует заранее насытить полки магазинов рекламируемым товаром со скидками. Иначе покупатели, увидев рекламу, придут в магазины, в торговые точки, а там – пусто.

Вот почему обычные потребители мало задумываются о различиях между B2B и B2C, в то время как производители, продавцы, а также торговые организации думают об этом всерьез. Они четко различают B2B  и  B2C, отлично понимают в каких сегментах рынка что надо делать, чтобы рекламировать, продвигать и продавать товары и услуги.

Также они понимают, как обслуживать претензии, возвраты, выполнять гарантийные обязательства, вести бухгалтерский учет, отслеживать и пополнять товарные остатки и делать многое другое, без чего невозможен бизнес, ни B2B, ни B2C.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Об управлении офлайн бизнесом
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: