Мерчандайзинг продукции: что такое и зачем это нужно

Управление компанией — огромная проблема, потому что эта деятельность связана со множеством сложных обязанностей, включая мерчандайзинг продукции. Конечно, очень важны не только правильная организация работы, контакты с другими предпринимателями, но и достижение максимально возможных результатов продаж.

мерчандайзинг продукции
Фото c pixabay

В настоящее время существует множество различных стратегий, направленных на привлечение как можно большего числа покупателей в тот или иной магазин. Одна из них — мерчандайзинг. Что это такое и как им пользоваться?

Что такое мерчандайзинг продукции

Наиболее общее определение состоит в следующем:

Мерчандайзинг — это ряд действий, направленных на увеличение продаж данного продукта. Это необходимо, чтобы превзойти конкурентов, привлечь новых клиентов и значительно увеличить прибыль компании.

Эксперты объясняют: «Если речь идет о магазине, мерчандайзинг заключается в том, чтобы побудить покупателя купить больше товаров. Это будет не только соответствующий дизайн магазина, демонстрация товаров, но и особый подход персонала к покупателю».

Стоит отметить, что мерчандайзингом часто занимаются специализированные агентства. Они помогают в организации и выборе подходящих маркетинговых стратегий.

Вышеупомянутый метод увеличения продаж основан на всех чувствах покупателя, включая, прежде всего, зрение, слух и даже запах. Последние исследования показывают, что люди наиболее чувствительны к визуальным стимулам, поэтому в каждом магазине так важны оригинальные, но разборчивые логотипы, баннеры и общее расположение товаров.

Примеры мерчандайзинга продукции в магазине

Практически в каждом магазине, независимо от его размера, можно наблюдать определенную последовательность в распределении товаров по полкам и их расположении по всему помещению. Так делают, чтобы покупатель в поисках необходимых продуктов прошел через как можно большую часть магазина. И поэтому самые основные предметы, такие как хлеб, будут в конце магазина.

Интересным приемом мерчандайзинга продукции является также ее планомерное размещение на полках. Прежде всего, покупатели тянутся к товарам, которые находятся на виду. Так достигаются их самые высокие продажи.

Хорошая идея повлиять на покупателя — распылить в магазине приятный аромат и включить расслабляющую музыку. Это заставит его проводить здесь гораздо больше времени.

Особой популярностью пользуются специальные этикетки и бирки, информирующие об акциях, а также отдельные стенды и островки, на которых можно найти определенную категорию товаров, например, кондитерские изделия.

Профессия мерчендайзера

В наше время профессия мерчендайзера стала распространенной. Но еще лет двадцать тому назад это было совсем непонятное слово и неясный набор обязанностей. Именно мерчендайзеры наводят порядок на полках магазинов, тогда как раньше это делали сами продавцы.

Мерчендайзеры не обслуживают разом все полки крупного магазина. Они делятся по категориям товаров. Каждый мерчендайзер должен знать именно свою категорию товара, например, кондитерские изделия или, скажем, гастрономия.

Также и в промышленных товарах крупных магазинов – мерчендайзеры знают определенную категорию товаров, которую обслуживают. Например, это может быть сантехника или электрика и тому подобное.

Мерчендайзер должен следить за товаром не только на полке (полках) магазина, но и на его складе. Ведь далеко не весь товар выкладывается разом. По мере убыли товара с полок мерчендайзер должен вовремя приводить остальное со склада.

Освобождение склада от определенных категорий товаров – это залог следующих заказов, которые будут делать магазины своим поставщикам – производителям этих товаров. Именно на освобождение полок и складов магазинов от товаров работают мерчендайзеры, именно эти умения высоко оцениваются руководством.

Кто такие руководители мерчендайзеров

Кстати, о руководстве. Мерчендайзеры должны постоянно слать отчеты своим руководителям, которые находятся либо прямо в компаниях, производящих товары, либо в тех самых специализированных агентствах.

Часто отчеты приходится слать сразу в оба адреса: в агентство и производителю. Отчет – это подробный список каждой единицы товара с указанием остатка на полке и остатка на складе. Также отправляются фотографии полок магазинов, свидетельствующие о правильной выкладке товара.

Обычно о том, как выкладывать товар, мерчендазеры знают не понаслышке – им дают специальные планограммы выкладки: что помещать на первый план, что размещать глубже и дальше, ниже или выше на полках.

Свои отчеты мерчендайзеры отправляют, разумеется, с использованием смартфонов и айфонов,  а также с применением специальных автоматизированных учетных систем, которыми должен владеть мерчендайзер – это еще одна часть его обязательных умений и знаний.

Руководители мерчендайзеров видят результаты их работы, как говорится, в реальном масштабе времени. Сделал мерчендайзер какую-то часть своей работы, например, выложил товар на полке, сфотографировал полку, отправил фото, и руководитель сразу же видит результат, хотя он находится у себя в офисе и даже, возможно, совсем в другом городе.

О выкладке товаров на полках магазинов

Выкладка товаров настолько важна, что тратятся большие ресурсы для автоматизации контроля за мерчендайзером. Это делается для того, чтобы наглядно и точно вовремя видеть, как выкладывается товар, и как идут продажи. Чтобы вовремя что-либо поправить в этом непростом, хотя на первый взгляд довольно бесхитростном процессе мерчендайзинга. Ну, и вовремя подвезти товар, который заканчивается на полках. Отсутствие товара на полке, не дай бог, – это самая большая проблема, как для мерчендайзера, так и для всех его многочисленных руководителей отделов и служб продаж.

Периодически мерчендайзеров собирают на совещания, собрания и проводят для них тренинги. На совещаниях разбирают ошибки, недочеты, проблемы, и как с ними справляться. На тренингах объясняют особенности профессии мерчендайзинга для каждой категории товара – это разные приемы и профессиональные секреты.

Главная задача мерчендайзера – выкладка товара на полках, которые должны быть правильно заполнены товаром. Именно заполнены, чтобы товар всегда был представлен так, как запланировано на планограмме.

Может ли мерчендайзер вырасти по карьерной лестнице

Считается, что профессия мерчендайзера является чуть ли не самой начальной на карьерной лестнице продавцов.

Дальнейший карьерный рост мерчендайзера – это возможность стать руководителем мерчендайзеров, так называемым супервайзером. Тогда мерчендайзер переходит на другой уровень, на уровень руководителя мерчендайзеров. И он отслеживает не свою работу, а работу сразу большой группы своих бывших коллег. И отвечает не за одну полку в магазине, а за целые категории разных товаров.

Кстати, мерчендайзеры бывают стационарные и мобильные. Стационарные мерчендайзеры постоянно находятся в одном и том же магазине, проводят там весь рабочий день. Мобильные мерчендайзеры обслуживают до десяти и более магазинов, постоянно перемещаясь между ними.

Быть стационарным мерчендайзерам, конечно, в некотором смысле проще – они изучат и знают свой магазин и свои полки с товарами, что называется, наизусть с закрытыми глазами.

Передвижным мерчендайзерам приходится проводить в каждом магазине строго ограниченное время, и делать там свою работу четко, последовательно, часто с использованием чек-листов с записями своей работы шаг за шагом от момента входа в магазин до момента отправки отчетов и выхода из магазина.

Стационарные мерчендайзеры по своему характеру двигаются именно в сторону должности руководителя, супервайзера мерчендайзеров. Передвижные мерчендайзеры, порой, становятся торговыми представителями. Последние – тоже подвижные специалисты, постоянно перемещающиеся по городу или району между торговыми точками.

Задача торговых представителей уже не выкладывать товар, скорее, проверять выкладку прямо на месте в магазине. А самая главная задача – продавать товар и подписывать договоры, собирать выручку, планировать поставки товаров в магазин. И иногда даже самостоятельно подвозить товар, если это технически возможно силами торгового представителя. То, что касается торговых представителей – это совсем уже другая история, хотя она может быть продолжением истории каждого мерчендайзера по мере его карьерного роста.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Об управлении офлайн бизнесом
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: