Как пройти испытательный срок тем, кто ранее привык работать по строгим регламентам

В наше время некоторые из нас могут столкнуться с необходимостью смены места работы. Это было и раньше, но с уходом некоторых западных компаний перспектива смены работы может быстрее встать в полный рост.

как пройти испытательный срок
Фрагмент из фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» — «Мосфильм», 1965.

Особенность испытательного срока

На новом месте работы, как правило, работнику дают некий испытательный срок, чтобы убедиться в его способностях приносить пользу компании.

Оказавшись на новом месте, сотрудник обязательно столкнется с тем, что на новой работе что-то делается совсем не так, как на прежней. Особенно это может касаться процедур, регламентов, правил выполнения различных действий.

Западные (прозападные) компании часто «грешат» тем, что у них все действия работников расписаны скрупулезно, подробно. А именно: что можно, что нельзя, как можно, как нельзя. За что отвечает работник, за что нет. Как передается ответственность и полномочия от работника к другим сотрудникам компании: по вертикали вверх к начальнику, по вертикали вниз подчиненным, по горизонтали другим, равным по статусу сотрудникам.

Что можно и что нельзя в российских компаниях

В более приземленных, отечественных компаниях работникам могут оставлять большую степень свободы в принятии решений:

  • Отвечаю ли я за тот или иной процесс или действие?
  • Могу ли я самостоятельно принять то или иное решение или я обязан сначала получить «визу», одобрение вышестоящего руководителя?
  • Как я могу подавать предложения по улучшениям, ведь подобная процедура может оказаться весьма неочевидной в организации?
  • Кто может давать мне указания выполнить то или иное действие, только ли это может делать мой непосредственный начальник?
  • Должен ли я делать то, что впрямую не прописано в моей должностной инструкции, в других организационно-распорядительных документах компании, где я теперь работаю?
  • Какие свои действия я обязан письменно фиксировать в тех или иных документах, а какие свои шаги я могу спокойно сделать «молча», не оставляя письменных следов?

Этот список «можно-нельзя» будет разным в разных компаниях. Но он обязательно будет. И вопросы непременно встанут перед работником, прежде работавшим в сильно структурированной и жестко регламентированной компании.

И в чем тут проблема?

Ведь в любой даже самой отстроенной компании всегда остаются «темные пятна» в регламентах. А проблема здесь в том, что в сильно структурированных и предельно документированных компаниях вопросы «темных пятен» обычно решаются такими же структурированными методами. В действующие процедуры вносят изменения и дополнения, на что обычно тоже есть вполне понятные и строгие правила. И дело с концом!

В слабо структурированных и не полностью документированных компаниях работник, привыкший к документированным процедурам, встретившись с неясностями со своими или с чужими полномочиями и ответственностью, стремится заполнить образовавшуюся пустоту.  Работник может попытаться написать какие-то новые процедуры, регламенты, опубликовать изменения к действующим процедурам и регламентам.

Такие подходы по четкой структуризации ответственности и полномочий, казалось бы, должны только приветствоваться. Никто никогда не может быть против порядка в работе. Это касается и наших российских организаций, которые могут быть еще не регламентированы полностью.

Однако если новый работник займется подобными действиями по исправлению регламентов и процедур на испытательном сроке, его действия могут быть восприняты негативно работодателем.

Вместо того чтобы использовать свой испытательный срок для «вписывания» в действующие процедуры компании, работник начнет тратить свое врем и усилия на, пусть даже, улучшения в работе организации. Непорядок!

Да, так нового работника учили на прежнем месте работы: делай только то, что тебе понятно, то, что прописано в документах. Но здесь, на новом месте, пока это не так.

На новом месте есть свой логичный и во многом завершенный порядок. Он отличается, может быть даже существенно отличается, от того порядка, что был прежде. Но здесь тоже порядок.

Надо ознакомиться с этим порядком, научиться работать тут, именно тут, а не где-то там, в далеком или близком будущем, когда порядок может измениться на более привычный для нового работника.

Уважаемый новый сотрудник!

испытательный срок русская компания
Кадр из фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика» — «Мосфильм», 1965.

Если ты оказался на новом месте, где с твоей точки зрения «народ» все еще танцует под равномерные удары бубна вокруг ночного костра и прислушивается к шаману, то не спеши учить всех собравшихся «танцоров» классической музыке по нотам.

Как ни странно, но под бубен тоже можно сделать очень много, особенно если люди возле костра собрались вполне даже замотивированные на результат.

Так вот, что касается мотивации, то она обычно даже зашкаливает, она очень высокая, и тем самым компенсирует возможные недостатки в организации труда.

Сначала научись танцевать «как все», изучи ритм и правила танцев, которые бытуют здесь, в новой компании. И только тогда, когда тебя признают «своим», только тогда, когда у тебя появятся последователи и почитатели твоего умения, как ни странно это звучит, «танцевать под бубен  играть на бубне», – вот тогда доставай припрятанный тобой рояль в кустах.

Тогда уже начинай твердить свое: играть надо по нотам (по регламентам), выполнять все строго, как прописано в нотах (в регламентах), и прочее, и прочее, и прочее. Вот тогда станут слушать!

В общем, не надо торопиться прямо на испытательном сроке в новой компании диктовать кому бы то ни было свои правила. Пусть даже эти твои правила являются более «продвинутыми», эффективными, проверенными столетней практикой менеджмента в других организациях и в других странах. У тебя еще будет время для этого. Твой рояль в кустах будет ждать, пока ты освоишь бубен.

Данный тезис, с одной стороны вроде бы совершенно очевидный, а с другой стороны очень сложный для тех, кто привык работать в хорошо организованных и документированных компаниях. Его, этот тезис, кстати, неплохо поясняют «Уральские пельмени» в своей миниатюре про экзамен по классу бубна. Приятного просмотра! И успехов на новом месте работы!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Об управлении офлайн бизнесом
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: