Почему производить лучше, чем строить

Корабли строят. Конфеты производят. Автомобили тоже производят. А вот самолеты строят. Строят также дороги, дома, мосты и прочее. А производят подшипники, турбины, холодильники и много чего другого.

Содержание:
1. Немного о строительстве
2. Немного о производстве

3. Какие бывают типы производства
4. О некоторых отличиях строительства от производства

5. Что лучше в смысле менеджмента – строить или производить?
6. Сбор статистики на производстве и при строительстве

7. Можно ли заменить строительство на производство
8. Примеры замены строительства на производство

9. Зачем менять строительство на производство
10. Строительству приходит конец?

11. Возможные пути развития производства

Почему же одни изделия строят, а другие производят? И что лучше, что правильнее, если можно так выразиться, – строить или производить? А может, и то, и другое – хорошо, правильно, здорово, замечательно и не требует каких-либо изменений?

Немного о строительстве

производить или строить
Строят всегда по плану. Должен быть некий план, проект, схема, которые описывают последовательность работ: что делаем сначала, что потом, что следом, что в самом конце. Какие материалы и комплектующие закупить и привезти? В какой момент они будут нужны? Как проверить материалы и комплектующие, прежде чем они будут использованы при строительстве.

И так далее. В общем, например, широко распространенный программный продукт Microsoft Project  вполне годится для такого рода планирования строительства. Конечно, не только данный продукт используется для планирования. Но даже при строительстве крупных морских кораблей Microsoft Project становится полезным и незаменимым инструментом планирования работ по строительству.

Те, кто строят, должны знать, какую в данный момент операцию по строительству они выполняют. Строители строят дом. Электрики прокладывают кабели. Где штробить «канавки»? Как глубоко штробить? Откуда вести кабели, сколько каких кабелей нужно укладывать в подготовленные для них «канавки»? Как затем закрывать кабели, какими материалами? Сколько времени отводится на прокладку кабелей? Все это может быть сказано устно работникам. Перечень работ может быть представлен в виде некоего задания, например, в виде наряда на выполнение работ. Хотя далеко не всегда в нарядах подробно расписывают технологию выполнения работ.

Строим дорогу. Кладем сначала подушку. Приезжают самосвалы, сгружают песок, щебень. Грейдер разравнивает, перемещает привезенные материалы. Опять же каждый участник строительства должен знать и понимать, что он должен делать, с какой степенью точности, тщательности, аккуратности. Какой высоты должна быть подушка из песка? А из гравия? Насколько «гладкой» должна быть выровнена эта подушка, прежде чем привезут асфальт и станут его разравнивать и закатывать?

Довольно скучно смотрится хорошо организованное строительство, например, в Финляндии. Вот из-за угла выехал маленький трактор с ковшом. Быстро подъехал к месту стройки, что-то там немного разрыл. И тут же быстро уехал. С другой стороны стройки, не спеша, вышел рабочий со шлангом – пока работал трактор, его не было видно. Подошел, полил то место, что только что было вырыто. И ушел. Снова примчался трактор – непонятно, что он там за углом делает, может, отдыхает, может у него есть еще какое-то задание, не видно, –  и снова копает.

И опять выходит на первый план рабочий со шлангом. Через некоторые время не спеша «выплывает» по внешнему виду, похоже, менеджер или контролер: смотрит на результаты работы и что-то там у себя в плане отмечает. И снова, чередуя друг друга, появляются на небольшой стройке то экскаватор (трактор), то рабочий со шлангом. Причем никогда все трое не появляются одновременно, они приходят или приезжают строго по очереди. Это потому что есть некий, не видимый нами, но существующий в реалии, план строительства.

Строят корабль. Сначала – корпус. Затем «начинка», помещения, перегородки, двери, оборудование и прочее. Должен быть четкий план действий. Много участников такого строительства, все имеют разные специальности и квалификацию.  Разные работники могут быть направлены на работу в составе одной бригады, а могут работать поодиночке или в отдельных бригадах. Одиночки и бригады могут «пересекаться» в одних и тех же помещениях, отсеках корабля. При этом слаженность работы бригад и одиночных работников не должна от этого страдать, взаимодействие или наоборот полное отсутствие помех друг другу – должны быть на высоте.

В общем, чтобы строить, нужно иметь очень четкий план, коллектив подготовленных людей, хорошую организацию труда, управление, контроль.

Немного о производстве

производство

Производят примерно похожим образом, как и строят. Тоже должен быть план, последовательность действий. Обученный персонал. Вовремя подвезенные и проверенные материалы и комплектующие. В чем же тогда отличие производства от строительства?

При строительстве объект как бы стоит на одном месте. Корабль или самолет собирают на стапелях – неподвижно, пока не придет время «спускать объект со стапелей». Дом тоже строят так, чтобы он никуда не двигался по понятным причинам – это же дом, а не что-то там. Все, от фундамента до крыши должно быть надежно закреплено, чтобы ни-ни…

А вот при производстве объект  (то, что производят) может легко передвигаться. Будущий автомобиль движется по сборочному конвейеру. Грузовик сначала собирают «вверх ногами», так удобнее устанавливать задний и передний мосты. Потом будущий грузовик переворачивают, и продолжают собирать уже сверху. А на некоторых конвейерах все собирают только в прямом положении, ничего не «кувыркают».

Конфеты или напитки производят на производственных линиях, где будущие продукты находятся в непрерывном движении. То откуда-то выдавливают заранее подготовленные смеси, то эти смеси чем-то заполняют, то упаковывают, то надписывают, то контролируют вес или объем, то помещают в транспортировочную тару и так далее, и тому подобное.

Линии могут быть полностью автоматические, где все операции выполняют только автоматы, роботы. Полная роботизация (автоматизация) может быть и на конвейерах по сборке автомобилей. Подобные же автоматические линии могут производить продукты питания, подшипники, собирать еще более сложные изделия, например, гироскопы, газовые редукторы и прочее.

Линии могут быть ручные, не автоматизированные, где все или многие операции по изготовлению и сборке производят специально подготовленные люди, операторы линий. Часть операций может быть автоматизирована, часть будет оставаться ручной.

Какие могут быть типы производства

По типу производства делятся на

  • единичные,
  • мелкосерийные,
  • серийные,
  • массовые и
  • непрерывные.

Первые два типа – тут в основном все делают отдельные люди на отдельных участках производства: кто-то делает одну часть изделия, например, гайки. Кто-то делает другую часть изделия, скажем, болты. А где-то на других участках другие специалисты собирают изделия, прикручивают гайки к болтам или наоборот…

Серийное и массовое производство организуют уже на линиях, на конвейерах. Там изделие движется, а на него в это время «нанизывают» все необходимые части.

Непрерывное производство – это уже из области нефтехимии, когда процессы производства происходят в автоклавах, в сосудах, в специальных конструкциях, например, в ректификационных колонах. Тут конечный продукт появляется в результате спланированных и заложенных в конструкцию оборудования физических, химических процессов и даже порой еще на более глубоком уровне, на уровне кристаллической решетки, например, если речь идет, скажем, об изделиях микрорадиоэлектроники, и не только.

О некоторых отличиях строительства от производства

отличия строительства от производства

Одно из возможных, но не обязательных отличий, когда при строительстве создаваемый объект стоит на месте, а при производстве создаваемый объект движется, – мы увидели. А есть ли другие отличия?

С точки зрения управления при строительстве и при производстве, конечно, отличия будут. Как без них?

Строим по плану

На объект вовремя должны выходить те или иные бригады, специалисты. У них на руках или в головах должно быть задание: что нужно сделать в данную смену. И так – смена за сменой, задание за заданием – объект строительства становится все крупнее и крупнее в размерах, все больше и больше комплектующих устанавливается внутри него. Объект становится все более готов и пригоден к тому, чтобы делать то, для чего он предназначен.

Каждая бригада, каждый отдельный работник должны сделать свою работу, выполнить свое задание на 100%. И с максимальным качеством, чтобы «не халтурить».

Кто-то потом каким-то образом контролирует сделанную работу, ее объем и качество. Не успели сделать за отведенное время (по разным причинам, как объективным, например, не подвезли вовремя материалы, так и по субъективным, например, встретились с невозможностью выполнения той или иной операции) – сообщают руководителю проекта. Тот отмечает в своей документации, что не сделали. А затем корректирует планы дальнейшей работы по строительству.

Как правило, любые задержки ведут, прежде всего, к удлинению сроков строительства. А иначе, как наверстать упущенное время? Только за счет дополнительного времени.

Производим по технологии

Для работы на непрерывно движущейся линии массового производства или в цехах и на участках единичного производства должна быть предварительно разработанная технология.

Рабочий единичного производства обязательно смотрит чертеж, заглядывает в описание технологического процесса и выполняет то, что в этих документах предписано. Там же в документации он видит и сроки, в течение которых нужно произвести деталь, выполнить сборку изделия. Все четко просчитано теми, кто разрабатывал изделие и технологию его изготовления, которое теперь нужно изготовить и собрать.

Рабочий массового производства у конвейера, наоборот, не имеет возможности смотреть куда-либо, листать какую-либо документацию – нет у него на это времени. Он делает заученные, многократно тренированные операции, повторяющиеся действия. Его время работы контролирует сам конвейер. Тот движется с определенной скоростью, и на выполнение каждой операции у каждого, кто стоит у конвейера есть строго ограниченное время. Не успел – или останавливай конвейер (что обычно строго запрещено), или сигнализируй специальным образом (допустим, закрепляя на собираемом автомобиле специальные несъемные метки), что ты не успел выполнить свою операцию – дальше уже с этим разберутся, кому положено.

Скорость производства обычно не меняется, даже если кто-то там не успевает что-то сделать. Просто часть изготовленных изделий может оказаться бракованной, не до конца собранной, не имеющей всей комплектации. Следом начинают работать контролеры качества, проверяют, отправляют на доделку, штрафуют нерадивых работников, вырабатывают мероприятия, которые призваны в дальнейшем полностью или частично устранить выявленные проблемы и нарушения.

О сроках строительства и производства

Строить можно дольше обычного, дольше запланированного времени, если что-то пошло не так. Задержки в строительстве приводят к изменению планов строительства, к удлинению сроков. Соответственно, такое замедленное строительство дорого обходится тому, кто строит. Каждый лишний час, день, неделя – это расходы, расходы, расходы.

Производят обычно в строго определенном объеме – ни больше, ни меньше. Выпустили партию – стоп. Затем переходим к следующей партии того же изделия, или начинаем производить другое изделие. Чем дольше производится одна и та же партия изделий, чем больше объем одной производимой партии одинаковых изделий, тем дешевле обходятся производителю данная продукция производства. И, наоборот, чем меньше объем партии, тем дороже получается каждое изделие этой небольшой партии. Поэтому менеджеры производства стараются добиваться максимального размера выпускаемой партии изделий, насколько им это позволяет делать производственное оборудование и разработанная технология производства.

Внутри же процессов производства каждой партии «можно» (но, конечно, нежелательно)  делать продукцию с браком, с недоделками, с которыми разбираться будут потом те, кому это положено. Но при этом обычно скорость производства не снижается ни при каких обстоятельствах, кроме непреодолимой силы. Например, если не привезли вовремя материалы или комплектующие, а то и линия (конвейер)  может сломаться. Здесь придется встать и ремонтировать линию, ждать прихода материалов. А это потери не только времени, но и денег производителя, что приводит к удорожанию производимой продукции.

Что лучше в смысле организации и управления – строить или производить?

что лучше в смысле организации и управления строить или производить

Данный вопрос, в первую очередь философский. Какая разница? И в том, и в другом случае мы получаем готовые изделия, которые нас устраивают. И это уже хорошо.

Но где все-таки можно лучше организовать процесс: при строительстве или при производстве? Мне кажется, что производство организовать проще. Не в смысле технических решений, нет. Техника производства может быть очень сложной: те же роботизированные цеха и участки, линии высокой производительности. Или единичное производство особо сложных изделий, например, производство сверхпроводящих магнитов для андронного коллайдера – попробуйте сделать нечто подобное!

В смысле организации производства – производство наладить проще, чем стройку.

На стройке есть один общий на всех объект. И, можно сказать, все и так, кому не лень, туда идут, чтобы что-то там делать: строить, ломать, потом чинить и прочее. За всем нужен пригляд. Нужен четкий план, внимательный контроль…

При производстве есть производственное оборудование, производственные линии. А объект производства – будущее изделие движется, переходя из одних рук в другие, с одной части производственной линии в другую ее часть. Все «перед глазами», под руками. И в каждый момент времени производимое изделие находится, если можно так выразиться, в руках одного единственного работника или даже автоматического робота. Проще персонализировать ответственность, легче наладить учет, эффективнее можно контролировать такой понятный и прозрачный процесс.

Строят, как правило, один единственный объект. И только после окончания его строительства переходят к следующему объекту. Правда, может быть и так, что одновременно строят сразу несколько объектов: домов, кораблей, самолетов, заводов и так далее.  Это еще больше усложняет процесс планирования. Появляется не только проект изготовления одного конечного изделия (объекта), но и мегапроект изготовления сразу нескольких подобных изделий, причем каждое из которых находится на разной стадии готовности. Сложность управления такими мегапроектами увеличивается по мере увеличения количества одновременно строящихся изделий.

Производят же, как правило, массово, даже если это единичное производство – там не делают только одно единственное изделие. В единичном и мелкосерийном производстве делают одинаковых изделий много, но только не на линии, не на конвейере, а «вручную», передавая полуфабрикаты с одного рабочего места на другое.

Тип производства «единичное» не означает, что делают одно единственное изделие. Это означает, что каждое изделие делают так, как будто оно одно единственное. Таковы технологии единичного производства. Но само единичное производство может выпускать продукцию массово, правда, обычно дороже, чем при массовом производстве.

Сбор статистики на производстве и при строительстве

В единичном или массовом производстве легче наладить статистический контроль, чем при строительстве. Производятся изделия массово, их много (даже в единичном производстве), значит можно применять статистику, выяснять, где и когда возникают ошибки, недочеты, брак. Далее можно определять, почему проблемы возникают, вырабатывать мероприятия по искоренению несоответствующей продукции, недоделок, ошибок.

А вот при строительстве сложнее применять статистические методы. Там каждый недочет, каждое выявленное несоответствие – это отдельная тема, отдельное разбирательство, порой весьма субъективное. Ибо там, где нет цифр, нет статистики, там во главу угла ставятся какие-либо единичные «свидетельские» показания («нет, это не я, это он!»). И только если одна и та же ошибка будет повторяться, то в строительстве также можно запускать статистику.

Но чаще всего каждый раз у нас будут новые проблемы и новые причины этих проблем, если мы строим, а не производим. Нет повторяемости в строительстве, вот и нет повторяемости в возникающих проблемах – все проблемы становятся уникальными. А где есть только уникальность, там не остается места для статистики, статистического контроля, статистического управления.

Можно ли заменить строительство на производство?

Тоже во многом философский вопрос. Можно ответить вопросом на вопрос: а зачем? Только ради улучшения управляемости и контроля? А стоит ли только ради этого идти на глобальную переделку всей технологии строительства? Тем более что многие технологии строительства апробированы, обкатаны, отработаны даже не годами или десятилетиями, а веками.

И все же некоторые пробуют. Скажем, китайцы, начали осваивать производство домов (как альтернатива привычного строительства домов) с помощью 3D-принтеров. Печатают дома на принтерах! Это уже не строительство, а производство. Вы скажете, что такие принтеры сами должны быть величиной с дом. А почему бы и нет? Можно и не делать принтер величиной с дом, а напечатав его первый этаж, переместить принтер выше, и продолжить печать второго этажа. И так далее.

А можно ли «печатать» (производить, а не строить) подобным образом корабли? Корпуса кораблей стальные. Принтеров, печатающих сталью пока нет. А может уже есть?! Но ведь появились и нашли широчайшее применение суда, корпуса которых сделаны из композитных материалов, по сути, это пластик. Тут уже – большие возможности для создания 3D-принтеров. Печать композитами – почему бы и нет?

Но даже, если напечатать корпус дома или корабля на 3D-принтере, что может означать переход от строительства к производству, всю начинку дома или корабля опять же придется делать, как раньше – по плану строительства, а не по плану производства.

Но ведь, что называется, лиха беда начало! Есть ли роботы – строители, способные заменить обычных строителей? Возможно, пока нет. Но, если будет потребность, если будет заказ, когда корпуса домов или кораблей станут печатать, то и робототехника сможет предложить те или иные решения по роботизации труда строителей отдельных специальностей. А почему бы и нет? Технический прогресс всегда движется только вперед, ну, или почти всегда…

 Примеры замены строительства на производство

замена строительства на производство

Во времена массового жилищного строительства пытались создать домостроительные комбинаты. Где дома бы не строили, а производили прямо на конвейере, если хотите. Но на тот момент – это были шестидесятые годы – не смогли найти решений по доставке произведенных квартир до места строительства дома. Обыкновенные стеновые панели возили с трудом, что говорить про двух- или трехкомнатные квартиры…

А хлебоуборочный комбайн? Это ведь тоже удачная попытка «производить» вместо «строить». Только здесь произошла удачная замена ручного труда при уборке урожая – чем это не строительство, только строим мы не здание, а благосостояние, калории, если хотите.

Приветствуется любая удачная попытка замены действий при строительстве или действий, схожих по своей сути с организацией строительства, – замены на полноценный производственный процесс. И еще, чтобы этот производственный процесс был бы, желательно, полностью автоматизированным.

Подобных удачных примеров можно найти сколько угодно. Человечество стремится уйти от строительства, от выполнения последовательно разными людьми разных операций. стремится прийти к непрерывному массовому производству, изготовлению. И это не случайно.

 Зачем менять строительство на производство

Замена необходима, чтобы добиться повторяемости выполнения одних и тех же операций. При строительстве одни и те же операции делают разные люди, разные бригады, на разных объектах. Потому добиться повторяемости результат чрезвычайно трудно. Повторяемость на более простом языке означает «одинаковость» результата, словно «под копирку», при выполнении действий разными людьми, бригадами, с применением разного инструмента, приспособлений и прочего.

Да никто повторяемостью при строительстве серьезно не занимается, если только не требуется самая высокая тщательность выполнения тех или иных строительных операций. Например, при сборке самолета на стапелях, где каждая операция, даже, казалось бы, самая незначительная, типа навинчивания гайки на болт, находится под особым, непрерывным и тщательным контролем.

Все равно, сделать дома, как близнецы, или корабли и самолеты, которые будут неотличимы друг от друга, даже если это изделия одного проекта, – труднейшая задача.

Другое дело – производство. Здесь люди научились добиваться стопроцентной воспроизводимости, делая изделия похожими друг на друга, как две капли воды. Это и есть массовое производство, когда одно изделие практически невозможно отличить от другого аналогичного.

Интересно, и зачем же делать похожие изделия? Может, лучше как раз создавать разные изделия? Так будет интереснее, приятнее для потребителя, сохранится некая интрига, получится своеобразная индивидуальность. Оно, конечно, так. Но не забываем, что производить одинаковые изделия намного ДЕШЕВЛЕ, чем строить разные, не похожие друг на друга  объекты.

Получается очевидный факт, что производить дешевле, чем строить.

И это, пожалуй, главный аргумент в пользу поиска путей замены строительства на производство.

Там, где есть массовое производство – конечный объект, созданное изделие становится самым дешевым, наиболее конкурентоспособным и потому привлекательным для потребителей. Такой бизнес выживает и развивается лучше.

Вот почему в производствах стремятся к автоматизации и роботизации, даже если это стоит больших денег и времени. Вот почему при строительстве тоже задумываются о производстве, пусть не всего строящегося объекта, но хотя бы каких-то его наиболее дорогих частей.

Строительству приходит конец?

Строить мы еще будем долго, скорее всего, всегда. Особенно, если говорить об особо сложных изделиях, о масштабных инфраструктурных проектах, о грандиозных объектах.

Однако это обстоятельство никак не мешает нам думать о замене строительства на производство везде, где это возможно и целесообразно. В частности, там, где строительство становится массовым, где непрерывно создаются повторяющиеся объекты. Один из путей к удешевлению такого строительства лежит, в том числе, там, где происходит замена строительства производством во всем или в отдельных ее частях.

Возможные пути развития производства

Производство тоже не стоит на месте. Современное массовое или непрерывное производство, как наиболее дешевое и рентабельное – не является пределом совершенства. Куда дальше пойдет развиваться производство? Появятся ли новые типы производства, которые будут лучше, чем массовое или непрерывное?

Отвечая на этот вопрос философски, скажем, конечно, да, появятся новые типы производства. А вот если спросить уже более технически, что это будут за производства, тут однозначного ответа не будет.

Массовому производству не так уж много лет. С момента появления паровых двигателей стали возникать массовые производства, то есть массовому производству лет, этак 150-200, не больше. Обязательно что-то придет ему на смену.

Некоторые полагают, что это будет некий сплав, соединение современного массового (то есть в первую очередь дешевого) производства и даже не единичного, а совсем уж ремесленного производства, что было до эры развития паровых машин. Это означает, предположим, что на конвейере, где будут массово собирать, скажем, электромобили, для каждого автомобиля будет известен его заказчик, покупатель. И прямо на конвейере, соблюдая скорости работы, качество работы и прочие положительные моменты серийного производства, будут в каждом конкретном автомобиле устанавливать те опции, что требуются конкретному «Васе», «Коле», «Маше» или «Джону».

Как подобное сочетание массовости и ремесла будет сделано? Какие это будут технические, технологические и прочие решения? Если бы кто-то это знал, то сделал бы и, возможно, стал бы  новым Стивом Джобсом или Фордом, однажды уже изменившим наш мир. А пока такого индивидуального или коллективного гения нет, ждем-с…

В общем, производство тоже поменяется в лучшую сторону. Станет еще более массовым и эффективным, и одновременно индивидуальным, учитывающим пожелания и интересы отдельных клиентов, покупателей. Когда? Как? Увидим в будущем, куда мы будем двигаться постепенно, день за днем, день за днем…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Об управлении офлайн-бизнесом
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: