Выставка общественного транспорта, прошедшая в сентябре 2017 года, где были показаны машины чуть ли не с начала прошлого века, честно говоря, мне очень понравилась.
Содержание:
1. Экспонаты выставки общественного транспорта 20 века
2. Самый массовый троллейбус
3. Самый быстрый троллейбус
4. Автобусы
5. Автобусы из моего детства
6. Кассы самообслуживания в общественном транспорте
7. Автобус с прицепом
8. Электробусы
И я решил поделиться своими впечатлениями. Впечатлениями о тех технических и организационных возможностях и решениях, которые применялись когда-то для обеспечения перевозок пассажиров в городах (внутригородские перевозки) и между городами (пригородные и междугородние перевозки) в СССР.
Согласитесь, что перевозка пассажиров – это важная и ответственная работа. А создание машин, которые способны перевозить большое количество людей – это еще и решение целого ряда технических и организационных проблем. Тех самых проблем, похожих на современные проблемы, которые и сегодня нам приходится решать при создании и развитии систем управления предприятиями и корпорациями.
Казалось бы, ну и что из того, что надо перевезти, скажем, 100 пассажиров. Однако, если задуматься, то не все так просто. Каждый пассажир (с технической точки зрения) – это 70 кг веса. Неважно, что кто-то весит больше, кто-то меньше. В технике это принимают за некий стандарт. Получается в итоге, что 100 пассажиров – это уже 7 тонн веса.
А, скажем, один из первых серийных автомобилей, прошедших Великую Отечественную войну – это автомобиль Горьковского автомобильного завода ГАЗ-АА, получивший свое всенародное прозвище «полуторка», потому что мог перевозить полторы тонны груза. Полторы тонны! А нам надо везти 7 тонн! Согласитесь, что для того времени это была сложнейшая инженерная и менеджерская задача.
Экспонаты выставки общественного транспорта 20 века
Вот перед нами троллейбус, который выпускался в 1955-1957 годах, имел 32 места для сидения и предназначался исключительно для перевозки экскурсий по Выставке Достижений Народного Хозяйства Москвы (ВДНХ), или как она тогда называлась (ВСХВ – Всероссийская Сельскохозяйственная Выставка) – рис. 1:
![Экскурсионный троллейбус по ВДНХ 1955 год](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/ekskursionnyj-trollejbus-po-VDNH-1955.jpg)
А это троллейбус, который нам знаком по фильму «Берегись автомобиля» (рис. 2). На нем Люба – невеста Юрия Деточкина – «гоняла» по Москве. В фильме были сняты уникальные кадры гонки троллейбуса за легковым автомобилем «Волга» ГАЗ-21.
Троллейбус вмещал 91 человека, из них 37 человек сидя. Троллейбус выпускался в период с 1958 по 1967 годы.
![троллейбус из Берегись автомобиля](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/trollejbus-iz-Beregis-avtomobilja.jpg)
Самый массовый троллейбус
![массовый троллейбус 1950 годы](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/massovyj-trollejbus.jpg)
Далее перед нами весьма популярный троллейбус, работавший на линиях в городах СССР в пятидесятые годы (рис. 3). Производился он в Москве, вмещал 56 пассажиров, из них 38 могли ехать сидя.
Для этого в салоне троллейбуса в два ряда справа и слева были установлены двухместные сиденья. Но при этом проход между рядами сидений был узким с современной точки зрения. Также узкими были двери, и нужно было подниматься по ступенькам на большую высоту.
Правда, в отличие от некоторых современных низкопольных машин, пол в троллейбусе того времени был ровный-ровный, без ступеней, подъемов и спусков. Все «хозяйство» троллейбуса «пряталось» под этим ровным полом довольно удобного по меркам того времени салона.
Самый быстрый троллейбус
А вот на этом замечательном троллейбусе 1961-1966 годов выпуска (рис. 4) – годов успешного развития космонавтики и не только космонавтики в СССР – некоторые водители могли разгоняться до скорости 100 км в час, правда, на пустой машине, без пассажиров.
Надо помнить, что далеко не все даже легковые машины того времени могли ездить с такой скоростью. Скажем, «Москвич 401» имел по паспорту максимальную скорость 90 км в час. Что уж говорить про грузовые автомобили того времени, они не могли ездить с такой скоростью, как этот замечательный троллейбус.
Троллейбус мог перевозить, разумеется с нормальной безопасной для пассажиров скоростью, 90 человек, из них 35 пассажиров могли сидеть на вполне комфортабельных сиденьях того времени.
![троллейбус 1960 годов](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/trollejbus-1960-godov.jpg)
Автобусы
Теперь про автобусы – еще более массовый общественный транспорт, чем троллейбусы.
Вот перед нами городской автобус ЗИС-8 (рис. 5), выпускавшийся в Москве на заводе ЗИЛ – тогда это был ЗИС, завод имени Сталина. В нем было 21 место для сидения, он мог разгоняться до 60 км в час, очень приличная скорость для того времени – автобус выпускался с 1934 по 1941 годы, и эксплуатировался на линиях до 1951 года.
Интересно, что изнутри двери автобуса закрывались на мебельную защелку – это были важные элементы системы безопасности пассажиров того времени!
Наверное, Глеб Жиглов со своей командой из МУРа на подобном автобусе гонялись за преступниками по ночной Москве в фильме «Место встречи изменить нельзя».
![автобус 1934 года выпуска](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/avtobus-1934-goda.jpg)
Такие автобусы прослужили на маршрутах (на линиях, как говорят транспортники) городов вплоть до 1951 года.
Симпатичный автобус Горьковского автомобильного завода ГЗА-651 (рис. 6) относился к разряду служебного автотранспорта. Он мог перевозить 24 человека, из них 20 – сидя. Автобус мог разгоняться до 70 км в час.
![Служебный автобус 1949-1958 годы выпуска](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/Sluzhebnyj-avtobus-1950-goda.jpg)
Автобусы АКЗ (рис. 7) делались, вернее, переделывались, из довоенных автобусов ЗИС-8 и ЗИС-16, а также из пришедших в негодность в годы Великой Отечественной войны грузовиков ЗИС-150. Автобусы могли перевозить 23 пассажира. Кажется, не так много – 23 пассажира.
Однако, если повторить упражнение на умножение, умножим 23 на 70 и получим перевозимый вес 1,6 тонны – очень приличный вес, который автобус мог везти со скоростью до 70 км в час.
![Автобус АКЗ, 1947 года выпуска](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/Avtobus-AKZ-1947-goda.jpg)
Автобусы из моего детства
А теперь автобусы, ради которых я, собственно говоря, сходил на выставку, – автобусы моего детства. ЗИС-154 с дизельным двигателем и с электрической трансмиссией (единственный отечественный автобус с такой трансмиссией!) и ЗИС-155 с бензиновым двигателем (рис. 8).
- Первый имел 36 мест для сидения и разгонялся до 65 км в час,
- второй имел 28 мест и тоже мог ездить со скоростью 65 км в час.
На выставке можно было (в порядке живой очереди) посидеть на водительском кресле. Лично меня просто потрясло, насколько удобно в этом автобусе была расположена педаль сцепления, на нее нажимать нужно сверху вниз, очень удобно.
И это делалось практически без приложения усилий, почти как в современном легковом автомобиле с обычной коробкой передач (не автомат). А сами передачи (всего 5 вперед и 1 назад) переключались (разумеется, я мог это попробовать только в неподвижном состоянии машины) очень легко и просто, по ощущениям как в советских Жигулях и Волгах.
На других автобусах, где мне удалось попробовать себя в качестве псевдо водителя, нужно было обладать незаурядной силой, чтобы справиться с механизмами управления:
- сцепление,
- коробка передач,
- тормоза.
Я не смог бы работать целый день на таких машинах, просто не хватило бы физических сил, а вот на этих машинах 1947-1957 годов выпуска, кажется, можно было бы попробовать себя в качестве водителя!
![Автобусы ЗИС 154 и ЗИС 155](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/Avtobusy-ZIS-154-ZIS-155.jpg)
Кассы самообслуживания в общественном транспорте
Когда в автобусах исчезли кондукторы, вместо них появились кассы, можно сказать, кассы самообслуживания. Некоторые из них работали на полном доверии к пассажирам (рис. 9). В них можно было положить деньги «в любом наборе», не нужно было иметь мелочь. Помнится, тарифы были такие:
- 3 копейки для трамвая,
- 4 копейки для троллейбуса и
- 5 копеек для автобуса.
Можно было, скажем, опустить в кассу 10-и копеечную монету, открутить и оторвать билет за 4 копейки, а сдачу 6 копеек «собрать» с других пассажиров. Эти пассажиры отдавали деньги теперь бывшему владельцу 10-и копеек и обладателю билета за 4 копейки, пока у того не собирались нужные ему 6 копеек. Остальное тоже опускали в кассу и откручивали вручную и отрывали нужное количество билетов. Такое в наше время трудно себе представить, однако тогда это нормально «работало».
Интересно, что посетители выставки с удовольствием опускали уже современные монеты в эту кассу, чтобы почувствовать, поймать ощущения того времени, когда пассажиры добровольно расставались со своими деньгами, оплачивая за проезд.
Кстати, штрафы того времени были очень даже приличные – 1 рубль. Лишний раз подумаешь, что лучше: заплатить 3-5 копеек за проезд, или отдать 1 рубль контролеру, которые попадались на маршрутах, и не только штрафовали, но еще и публично и громко стыдили «зайчиков» того времени.
![касса самообслуживания](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/kassa-samoobsluzhivanija.jpg)
Деньги за билеты «добровольно» опускались в щель сверху, после чего билеты «откручивались» ручкой справа и отрывались. Во время откручивания билетов одновременно двигался транспортер с деньгами, и опущенные деньги «автоматически» падали вниз в сейф этой кассы. Все это пассажиры делали самостоятельно, без участия кондукторов и контролеров.
Автобус с прицепом
На следующем рисунке 10 показан массово выпускавшийся с 1957 по 1961 годы автобус ЗИЛ-158, который мог использоваться даже с прицепом, что увеличивало его пассажиро-вместимость.
В автобусе было 32 места для пассажиров, в его прицепе могло ехать сидя и стоя до 30-и человек. Автобус «разгонялся» до 65 км в час и эксплуатировался на линиях Москвы до 1968 года, а в других городах и того дольше.
Честно говоря, в детстве я видел такой автобус именно с прицепом только в Феодосии, в других городах я так ни разу и не видел автобуса с прицепом. Именно прицеп для пассажиров произвел на меня тогда неизгладимое впечатление, хотя, например, пассажирские пригородные перевозки прямо в открытом всем ветрам и дождям кузове грузового автомобиля, вполне распространенные в то время, меня почему-то так не заинтересовали. Автобусы, возможно, были моей детской страстью, если можно так выразиться…
![Автобус ЗИЛ-158 с прицепом](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/Avtobus-ZIL-158-s-pricepom.jpg)
Были на выставке городского и пригородного транспорта и другие экспонаты. Привычные почти современные троллейбусы, недавние автобусы ликинского автобусного завода (ЛИАЗы), междугородние и городские ИКАРУСы.
Но, честно говоря, это совсем недавнее время, и они не сильно заинтересовали, хотя, конечно, приятно, что кто-то сохраняет эту технику, содержит ее в полной исправности и работоспособности, и демонстрирует нам на подобных выставках.
Электробусы
И даже почему-то не заинтересовали электробусы – общественный городской транспорт будущего, как его анонсируют. Хоть я и сфотографировал 2 образца, которые были представлены на выставке (рис. 11).
Вероятно, история автобусов и троллейбусов мне более интересна, чем неясное видение будущего электробусов, о которых много говорят, пишут, промотируют, говоря современным языком, а «воз и поныне там»: обычные, немного отличающиеся от современных, автобусы, троллейбусы, трамваи.
Пожалуй, это просто городской транспорт современности, причем не уверен «на все сто», что он более комфортабельный, чем раньше. Выставка довольно наглядно это показала.
![Электробусы](https://www.offlinemanager.ru/wp-content/uploads/2017/10/elektrobusy.jpg)
Слева вместимостью 88 человек (25 мест для сидения), справа вместимостью 74 человека. Скорость до 70 км в час, работают на аккумуляторных батареях. Одного заряда батарей хватает на 250 км пробега, после чего батареи надо заряжать почти 10 часов, практически, целую ночь.
Читайте далее: