Как низвести экспертов Конкурса (практическое пособие)

Низводить, по мнению шведской писательницы А.Линдгрен – это тоже самое, что изводить, но только намного веселее.

Предлагаемая работа дает ряд практических рекомендаций по веселому и забавному изведению экспертов Конкурса. Работа сделана в привычном для данного Конкурса формате, в формате самооценки, самооценки эксперта.

Содержание:
1. Модель совершенства эксперта «И чё? – А ничё!»
2. Тезуарус самооценки эксперта по модели «А чё такого?»
3. Самооценка эксперта по модели «И чё?»
4. Модель жесткой самооценки

эксперт конкурсаНекоторые законы Мэрфи об экспертах

Закон экстерриториальности:
«Эксперт – это любой человек,
но не из нашего города!»

Закон компетентности:
«Эксперт – этот тот, кто знает все больше и больше
о все меньшем и меньшем, до тех пор пока не будет знать абсолютно все абсолютно ни о чем!»

Модель  совершенства эксперта «И чё? – А ничё!»

Эксперты – странные люди. Имеют опыт экспертизы предприятий по модели Конкурса, гармонизированной с моделью EFQM. То есть, прочитав отчет-самооценку российского предприятия и проведя затем обследование этого предприятия, эксперты могут определить степень совершенства предприятия, отражающую его реальную конкурентоспособность. И поставить точку в практической части конкурса, представив свое окончательное решение, фактически, не подлежащее дальнейшему пересмотру.

Странность экспертов состоит в том, что они не занимаются этой работой постоянно. Они проводят экспертизу один раз в год во время проведения конкурса.

Остальное время эксперты могут вообще не заниматься никакой экспертизой, не оценивать предприятия, никуда не ездить, и заниматься, например, вышиванием крестиком или выращиванием картофеля на своих фермах и другими, не связанными с экспертизой предприятий работой.

Все это не может остаться без внимания у нас, у тех, кто решил экспертов низвести. Ну не может человек один раз в году вдруг ни с того ни с сего взять и объективно проверить пару предприятий! Исключено.

Этим должны заниматься только специально подготовленные люди, свои в доску, прекрасно понимающие, что такое бизнес и конкуренция, и постоянно в этом вращающиеся. Если весь год не занимаешься этим – грош тебе цена.

А если ты еще и не занимаешь соответствующего положения в обществе, и у тебя нет должностей и званий, то кто ты?! Никакой ты не эксперт, и должен быть низведен.

Низведение эксперта

Но это только мысли. Надо низводить реально. Мало думать об этом, надо действовать, иначе это не низведение, а имитация бурной деятельности. От этого избавиться весьма просто.

Надо провести одно важное мысленное действие. Надо мысленно упростить модель Конкурса. Мысленно потому, что по-другому нельзя – модель утверждена, а решения свыше, как известно, нельзя подвергать обструкции.

Но ведь даже в науке есть понятие «мысленный эксперимент», и результатами таких экспериментов наука вполне успешно оперирует. Так что если мысленно что-то сделать, то это не противоречит даже здравому смыслу.

Итак, мысленно упрощаем модель с уровня совершенства, скажем, в бизнесе, до уровня совершенства, допустим, в документации по системе менеджмента качества. Далее про документацию просто умолчим, и окончательно все сведем к совершенству СМК.

И вот тут экспертам приходит полный кирдык! Смотрите, экспертов, разбирающихся в модели совершенства, не так уж и много. А вот людей, разбирающихся в СМК, в документации СМК – это полстраны.

Наверное, уже не осталось ни одного работника, кто бы ни имел хоть какой-то документ, подтверждающий, что он прослушал курс по СМК, по внутреннему аудиту СМК и т.п.

Сразу же встает вопрос «И чё?», на который, как известно, существует только один единственный правильный ответ «А ничё!». Это легко доказать. Если данный ответ не возникает сразу, то вопрос «И чё?» следует задавать столько раз, сколько нужно, пока в ответ не прозвучит долгожданное «А ничё!». Тому подтверждение – многолетние исследования британских ученых.

Так вот, однажды убийственный ответ «А ничё!», наконец, поставит экспертов на место. Для тех, кто не понял с первого раза: в дословном переводе ответ «А ничё» звучит примерно так. Вы, уважаемые эксперты, не просто сотрудники массовой профессии, но еще и небольшая маргинальная горстка из многих миллионов достойных людей, готовых на бумаге и на деле подтвердить свою квалификацию, одеть белые шляпы поверх дорогих костюмов, и прийти на ваши места прямо сейчас.

Вывод или практическое руководство к действию:

«А потому, не шибко тут, выйди вон из дверей!» (В.С.Высоцкий)

Тезуарус самооценки эксперта по модели «А чё такого?»

Эксперт – он тоже человек, это не надо забывать и сбрасывать со счетов. И потому эксперт обязательно будет трепыхаться в ходе низведения. Он будет писать, звонить, задавать вопросы, пытаться взять инициативу на себя. А, как известно, мы это уже рассмотрели выше, тот, кто первым задаст вопрос «И чё?»,  тот и победит. Оно нам надо, чтобы эксперт победил? Не для того мы тут обсуждаем план наших действий. Значит, нам надо взять под контроль тезаурус информационного обмена с экспертом.

Так вот, чтобы первым задать эксперту каверзный вопрос, мы должны его оставить в полной безвестности. Пусть не знает и не понимает, что происходит. Пусть первым обратится к нам с любым вопросом, неважно каким. Это может быть вопрос «Когда начинать проверки?» или «А где отчеты?», ну или, скажем, «Вы про меня не забыли?».

Но не дай бог, чтобы эксперт задал один «неправильный вопрос»: «И чё вы там себе думаете?». Вот этого нельзя допускать, и для этого нужно затруднить саму процедуру задания вопросов. Вопросы должны проходить фильтрацию. И вопросы, близкие по своему смыслу с вопросом «И чё?» должны немедленно удаляться из переписки.

Подобные вопросы по телефону вообще недопустимы, поскольку их уже не удалишь. А потому надо исключить всякую возможность взаимодействия с экспертом по телефону. Телефоны нельзя публиковать, а ранее опубликованные телефоны должны молчать, не отвечать на звонки. Иначе поднимешь трубку, а там «И чё?»!!! Это уже полный кирдык, и не для эксперта.

Требуется строго соблюдать написанные выше инструкции по взаимодействию с экспертами и по тезаурусу взаимодействия с ними. Вопросы эксперт может задавать только письменно. Переписка должна идти строго по инициативе эксперта. С обязательной предварительной модерацией на предмет выискивания и уничтожения недопустимых вопросов класса «И чё?». Личные же встречи с экспертом должны быть полностью исключены, это уже ответственность доблестной охраны периметра!

Также надо заранее подготовить ответы на любые вопросы экспертов, и тут особо важно контролировать тезаурус. Нужно готовить одинаковые ответы, которые все без исключения содержат в себе ответный вопрос «И чё?!».

Нельзя допускать никакой самодеятельности в написании ответов на неизбежные в процессе низведения запросы экспертов. Главный практический совет: допускается при подготовке ответа эксперту только выбор из одного имеющегося варианта ответов!

Например, на любой вопрос можно всегда одинаково кропотливо и подробно пояснять, что «да, мы отвечаем за Конкурс, и чё?!». Также полезно при этом добавить «И чё такого?!» – это только укрепит наши позиции. Все, при таком раскладе наша победа уже в кармане, можно открывать шампанское! Никакой эксперт не пройдет, пусть даже не надеется! Ему останется только слиться, главное, чтоб вовремя.

Вывод или руководство к действию.

Окончательные вопросы здесь задаем только мы, вернее один единственный вопрос с буквой «ё» на конце.

Самооценка эксперта по модели «И чё?»

Эксперту трудно смириться со своей несостоятельностью и со своей некомпетентностью. Поэтому в процессе низведения надо сделать так, чтобы эксперт сам это понял. Так будет легче и ему, и нам. Пусть поймет сам, это проще, чем объяснять ему, в чем состоит его ошибка.

Поэтому на практике первым делом важно полностью отменить понятие экспертных комиссий. Нет их, и все тут. Ты как собираешься делать экспертизу, если нет экспертной комиссии? Сидя дома, и ковыряя в носу?! В процессе подготовки своего индивидуального экспертного заключения? Помните, как мы это решаем, как убедить эксперта, что он низведен? Правильно, зададим вопрос: «И чё, много оценил индивидуально? И куда ты с этим теперь пойдешь?»

Эксперт сразу поймет, что оказался в засаде! Кроме как «А ничё!», ответа нет, идти с этим всем действительно некуда. А этот ответ, как известно – полное поражение. Что и требовалось доказать.

Но этого мало. Надо всегда стараться еще больше улучшить свою позицию в подобных шахматах. Чтобы эксперт сильнее засомневался в своих силах, надо ему дать на проверку много-много отчетов предприятий. Сколько он раньше проверял? Один-два? Отлично, надо эту цифру увеличить в несколько раз. А на вопрос «Почему так много, с этим же не справиться?» отвечаем привычным «И чё?!». Далее – см. выше, весь алгоритм низведения уже воспроизведен.

Но с экспертами надо быть осторожными. А вдруг проверит все отчеты? Да еще и правильно это сделает, что не подкопаешься? И тогда себе придется задавать вопрос «И чё?». Не дай бог, в страшном сне такого не придумаешь!

Значит, надо подстраховаться. Как? Практически это сделать нетрудно. Надо предприятиям конкурсантам не дать времени на проведение самооценки по полной модели Премии, и вынудить их сделать отчет для экспертов по мысленной упрощенной модели, модели совершенной СМК.

Не зря же мы о ней говорили с Вами в первой части данной практической программы низведения экспертов! У нас ведь все элементы нашей модели низведения экспертов также тесно связаны, как перевязаны между собой все критерии модели самого Конкурса!

И все будет ОК! Предприятия напишут отчеты совсем не так, как ожидают эксперты. Далее, много-много отчетов в непривычной для экспертов форме не дадут экспертам воспользоваться своим старым опытом, своими прежними наработками. Это вынудит их с чистого листа разрабатывать собственные методики проверки, что чревато многочисленными проколами. Проколы будут неизбежны, и в этом залог нашей победы над экспертами!

Вывод или руководство к действию.

Эксперт САМ должен окончательно понять, что попал в полный цугцванг, и дальше рыпаться бесполезно. Сливай воду, туши свет!

Модель жесткой самооценки

Всегда найдутся эксперты, для которых, хоть кол на голове теши, но не приходит понимание собственного поражения от нас. Вот мы стараемся, стараемся, низводим, низводим, а товарисч не понимает! С такими экспертами тяжело, но наша методика должна предусматривать подобные крайние варианты.

Тут все предельно просто. Не понимаешь – поймешь. Каждый эксперт, участвующий в конкурсе должен получить от нас Соглашение и подписать его. Соглашение обязательно должно предусматривать полную и единоличную ответственность эксперта за все, что будет происходить. Никакой нашей ответственности там не должно быть, даже в форме намеков. А все нештатные ситуации должны рассматриваться в суде «по месту нахождения заказчика». Против лома нет приема!

Вывод или руководство к действию.

Это только для тех, кто не понял, что низведение уже свершилось – и это факт. «А факты, как известно, упрямая вещь» (М. Булгаков)

Заключение

И чё?! Да что там говорить, а ничё!

Другие статьи:

1. Сонм в  зимнем апреле

2. Последний ЁЁ – подражание Стругацким

3. Убийственный менеджмент

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Об управлении офлайн бизнесом
Комментарии: 8
  1. Консалтинговая компания (хорошая) знает и умеет больше, чем компания, которая ее нанимает. В этом и состоит основная выгода: приобрести (за деньги) новые компетенции, новые знания, новые умения. Это сравнимо с обучением, только тут речь идет об обучении прямо в ходе решения тех или иных конкретных проблем, стоящих перед предприятием, обратившемся за помощью к консалтинговой компании.
    И совсем бесполезно нанимать консалтинговую компанию, если нанимающая ее компания (предприятие) на самом деле не хочет учиться новым методам и приемам работы. Или, наоборот, если предприятие собирается «учить» консалтинговую компанию, что сделать иначе, чем делается на предприятии, невозможно. Такой проект работы с консалтингом никакой пользу, кроме вреда и затрат не приносит.

  2. Андрей

    Какая может быть выгода от работы с консалтинговой компанией?

  3. Семен

    Надо предприятиям конкурсантам не дать времени на проведение самооценки по полной модели Премии, и вынудить их сделать отчет для экспертов по мысленной упрощенной модели, модели совершенной СМК.

  4. Роман

    У нас ведь все элементы нашей модели низведения экспертов также тесно связаны, как перевязаны между собой все критерии модели самого Конкурса!

  5. НИОКР означает «Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки», подробнее:
    https://www.offlinemanager.ru/raznoe/chto-takoe-niokr-v-menedzhmente-i-chto-takoe-research-and-development.html

    Сокращения ПИР и МИР не являются общеизвестными, и, если и применяются, то где-нибудь в узкой конкретной области знаний. Мне про эти аббревиатуры (сокращения) ничего не известно.
    Как пример узкого применения данных терминов: известен термин «пир», применяемый при закачивании (выкачивании) информации в Торрентах. Он применяется наряду с таким термином, как «сид», и все это идет из английского языка. Но, повторюсь, это пример из очень-очень узкой области, а никак не общеизвестная информация.

  6. Димка Кротов

    Сокращение пир, мир, ниокр — что это?

  7. Да, в вопросе речь идет о критериях, по которым происходит оценка предприятий конкурсантов.
    Ваш начальник, возможно, интересуется, что это за критерии, может быть он даже хочет их использовать для своего предприятия. Поэтому начальнику можно и нужно показать и пояснить, как по этим критериям ведется работа предприятия и экспертной комиссии.

  8. Оксана

    Если начальник спрашивает: «Вы как эксперт как будете оценивать конкурс?», что он имеет в виду? Критерии оценки конкурса?

Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen: